Как деградирует вагоностроительная отрасль Украины без России
Если на 145 млн населения Россия располагает 1,1 млн грузовыми вагонами, то Украина на 41 млн населения – 200 тысяч вагонов. При СССР все было наоборот…
Еще в 2000-х годах Украина входила в число мировых лидеров по экспорту железнодорожных вагонов. Рекорд по экспорту пришелся на 2010 и 2011 годы, когда страна получила выручки на 3 млрд долларов. В 2011 году Украина изготовила свыше 50 тысяч грузовых вагонов. А затем отрасль начала умирать…
После того как Украина разорвала отношения с Россией и потеряла рынок сбыта, куда уходило 80% продукции, найти новых покупателей не получилось. Заказы внутри самой страны оказались очень малы. Уже в 2015 году Украина смогла изготовить лишь 1000 вагонов.
Со своего рынка Россия начала выдавливать украинские вагоны еще в 2012 году, т.е. за несколько лет до Майдана. Стоит сказать, что в ходе модернизации или обновления пассажирского и грузового железнодорожного состава в России вся списанная техника отправляется на Украину. Из-за нехватки грузовых вагонов Украина вместо новых закупает списанные вагоны в России, у которых закончился срок эксплуатации и их использование запрещено. С 2016 по 2018 годы из России на Украину было ввезено около 10 тысяч таких вагонов.
За четыре месяца нынешнего года Украина изготовила 586 грузовых вагонов. Прошлый год Днепровагонмаш закончил с убытками. Для увеличения заказов и спасения отрасли от украинских вагоностроителей неоднократно поступали предложения об ограничении сроков эксплуатации грузовых вагонов до нормативного значения.
В настоящее время железнодорожный состав Украины изношен на 95%. В недалеком будущем виднеется полная остановка железнодорожных перевозок, т.к. подвижной состав будет не в состоянии отвечать даже минимальным нормам безопасности. Уже сегодня поезда и вагоны фактически начинают разваливаться на ходу. По этой же причине стали не редкими случаи пожаров на локомотивах, схода с путей подвижного состава, разрушается инфраструктура и т.д. Киев прекрасно знает о сложившейся ситуации с железнодорожным транспортом, но никаких мер не предпринимает. На сегодняшний день изношено:
- 958 электровозов и 277 тепловозов – на 96%;
- 41138 грузовых вагонов – на 89%;
- 2040 пассажирских вагонов – на 88%;
- железнодорожные пути – на 34%;
- 9319 км контактной сети – на 71%.
Министр инфраструктуры Украины заявил о намерении ввести запрет на ввоз старого железнодорожного транспорта из России. Такой запрет может окончательно поставить крест на украинской железной дороге, т.к.:
- из 102 тысяч полувагонов 44 тысячи имеют возраст 24-40 лет, а предельный срок их эксплуатации ограничен 22 годами;
- из 23 тысяч вагонов-зерновозов 15 тысяч старше 26 лет;
- окатышевозы имеют средний возраст 22 года, при том, что их эксплуатация ограничена 15 годами;
- средний возраст вагонов-цистерн равен 31 году, при сроках эксплуатации 32 года;
- средний возраст платформ составляет 29 лет, при сроках эксплуатации 32 года.
Старые российские вагоны, которые прошли восстановительный ремонт на Украине, используются главным образом на перевозках каменного угля и железной руды. К тому же Украина много выращивает зерна и экспортирует его через порты Черного моря. А для доставки зерна в порты также требуются вагоны.
По мере деградации промышленности на Украине начнет исчезать и социальный пакет для населения. С уменьшением пенсий, образования, субсидирования ЖКХ и т.д. начнет сокращаться и средний класс населения.