Как индийская девушка Лакме прописалась в сибирском Красноярске

Как индийская девушка Лакме прописалась в сибирском Красноярске

Теперь, когда мир полон тревог, страхов и гнева кто пожалеет индийскую девушку Лакме из одноименной оперы французского композитора Лео Делиба? Ну не повезло ей влюбиться в молодого английского колонизатора, но так ли мало трагедий знает мировая культура, не говоря уж о мировой истории?.. Тем более, что музыкальный сказ о Лакме был представлен на сцене Театра оперы и балета холодного сибирского города Красноярска, и, казалось бы, где Сибирь и где страдания индийской красавицы… Тем не менее что-то чудесное произошло, и в сердцах закаленной сибирской публики нашлось место для сочувствия дочери индийского брамина. После того как опера закончилась, овации, по моему ощущению, длились минут пятнадцать, публика не хотела отпускать артистов. Как будто этим можно остановить вечную трагедию: она любит его, он любит ее, но они из разных миров, и долг превыше чувств.

Как индийская девушка Лакме прописалась в сибирском Красноярске

Сильное впечатление производили индийские танцы, которые нечасто увидишь на сцене оперного театра. Благодаря экзотической хореографии зрители смогли погрузиться в культуру, почувствовать дух уклада далекой страны, обрести свою маленькую внутреннюю Индию на то время, пока шел спектакль. Страна причудливой культуры, страна удивительной любви, неопознанная планета и мечта – такой представала родина Лакме, когда артисты балета отдавались ритму. Единственное, что можно назвать горошиной под перинами удовольствия от спектакля — это национальные костюмы. Стоило художнику по костюмам внимательнее отнестись к советам историков, чтобы одеяния некоторых участников (индусов) массовых сцен выглядели убедительнее.

Эта постановка в очередной раз доказала, что для русского культурного кода нет границ. Мы приемлем любую культуру, она становится для нас родной, в этом уникальный вклад России в мировую культуру. Делиб в Красноярском Театре оперы и балета стал таким же русским композитором, как Чайковский или Римский-Корсаков. Я пожалел о том, что в зале не присутствовали представители посольств Индии и Франции, ведь именно сейчас, в напряженные дни для всего мира, так не хватает понимания, что конфликты заканчиваются – рано или поздно – а талант, красота и любовь остаются чем-то универсальным, общим, человеческим.