Как изменится жизнь граждан России и Беларуси после интеграции цифровых госуслуг

Как изменится жизнь граждан России и Беларуси после интеграции цифровых госуслуг

Интеграция должна обеспечивать бесшовное получение услуг гражданами Беларуси и России, сообщил 11 октября первый замдиректора «Национального центра электронных услуг» Сергей Руднев. Минск и Москва планируют объединить системы электронных услуг, что должно упростить, например, запись к врачу, оформление справок и соцвыплат. Какие технологические решения для этого потребуются, и какой опыт Беларуси и Росси будет полезно позаимствовать друг у друга, разобралась старший научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси Альбина Сибирская.

Госуслуги: все в одном месте

В период активной цифровизации экономики, электронные госуслуги являются более удобным способом взаимосвязи населения и государственных учреждений, а в период пандемии – еще и возможностью ограничить очереди и контакты населения. После принятия 28 интеграционных программ стало активно обсуждаться интеграционное сближение Беларуси и России. Одной из таких программ является программа №25: «Формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации». В ее рамках планируется, в том числе, гармонизация использования электронных документов и электронной подписи, а также предоставление государственных услуг в электронной форме.

Что собой представляют электронные государственные услуги в Российской Федерации? Это электронная форма обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг, а также повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.

Электронный портал удобен тем, что в одном месте собраны все услуги, которые могут понадобиться как физическим лицам, так и организациям. Кроме того, электронные госуслуги являются централизацией всех государственных операций и платежной системы, что является еще одним удобством для населения.

В республике Беларусь был бы неоспоримо полезен подобный опыт Российской Федерации. На сегодняшний день централизация государственных услуг достигнута только в платежной системе: все госпошлины, платежи и штрафы объединены в платежной системе ЕРИП. Заказывать госуслуги по-прежнему приходится на разных электронных ресурсах, а некоторые и вовсе только в самом учреждении по живой очереди.

Налоги и финансы

В первую очередь целесообразно интегрировать те услуги, которые наиболее востребованы гражданами обеих стран. Согласно интеграционной программе №11 «Гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере», планируется достигнуть гармонизации в принципах налогообложения по косвенным налогам и углубления взаимодействия между таможенными органами, внедрить интегрированную систему администрирования косвенных налогов Российской Федерации и Республики Беларусь. Исходя из этого представляется целесообразным интеграция госуслуг раздела «налоги и финансы», а именно сведений о налоговой задолженности, предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (в случае интеграции с Республикой Беларусь – еще из ЕГР), приема налоговых деклараций, налогового учета физических лиц.

Как изменится жизнь граждан России и Беларуси после интеграции цифровых госуслуг

Рисунок 1. Количество организаций Российской Федерации в Республики Беларусь и размер их уставного фонда.

На самом деле интеграция госуслуг по налогам и финансам имеет и практическое значение. На территории Беларуси осуществляют свою деятельность 2315 (на конец 2020 г.) российских организаций (половина – полностью с российским капиталом), которые отчитываются о своей деятельности не только на территории Республики Беларусь, но и в России. Для простоты и прозрачности деятельности имеет смысл интеграции систем налоговой отчетности и предоставления сведений из единых реестров юридических лиц. Упрощение процедуры регистрации и отчетности может повысить привлекательность Республики Беларусь для российских предприятий, которая, как показывает динамика, в последнее время снижается.

Миграция и дела семейные

Кроме этого, на территории Беларуси по состоянию на конец 2020 г. постоянно проживают 407 810 граждан Российской Федерации, заключается на территории Беларуси более 1000 браков, в которых жених либо невеста – граждане Российской Федерации (например, в 2018 г. было заключено 983 брака, где невеста – гражданка России, и 1116 браков, где жених – россиянин). Такие тенденции также заставляют задуматься об интеграции госуслуг по категориям: «семья и дети» и «паспорт, регистрация, визы».

По категории «семья и дети», граждане своей страны не лишаются полагающихся им выплат и льгот в случае вступления ими в брак с гражданином соседнего государства. Республика Беларусь, например, признает гражданином страны ребенка, родившегося на территории другой страны, если его родители – белорусы. Такое же законодательство и в Российской Федерации. Число прибывших из Беларуси в Россию и из России в Беларусь имеет тенденцию к росту, в том числе и по причине трудовой деятельности.

Как изменится жизнь граждан России и Беларуси после интеграции цифровых госуслуг

Рисунок 2. Количество прибывших в Беларусь и России граждан на постоянное место жительство или длительное пребывание, чел.

Работа, соцподдержка и образование

Также в рамках интеграционной программы №28: «Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере» предполагается гармонизация законодательства в части трудовых отношений и охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми, социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан, что будет способствовать росту трудовой миграции в Союзном государстве.

Это потребует необходимости интеграции госуслуг «паспорт, регистрация, визы», «лицензии, справки, аккредитация» (в частности предоставление сведений об отсутствии судимости, архивные справки МВД, предоставление адресно-справочной информации, предоставление личных и архивных справок, предоставление информации о судебной задолженности), «работа и занятость» (а именно электронная выписка из трудовой книжки, консультация по трудовому праву, подтверждение квалификации, признание медицинского образования).

Кроме того, несмотря на снижающиеся тенденции, все равно остается популярным получение высшего образования в Союзном государстве (рис. 3).

Как изменится жизнь граждан России и Беларуси после интеграции цифровых госуслуг

Рисунок 3. Количество иностранных граждан, получающих высшее образование, чел.

Исходя из этого представляется целесообразной интеграция таких электронных госуслуг, как «Образование» (а именно подача заявления на поступление в ВУЗ, предоставление предварительных результатов ЕГЭ / ЦТ, признание иностранного документа об образовании).

Медицина

Еще одним важным аспектом жизни населения является сфера здравоохранения. В ЕАЭС действует Соглашение о взаимном предоставлении гражданам Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи. Кроме того, существует Соглашение между правительствами Беларуси и России о порядке оказания медицинской помощи белорусам в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и россиянам – в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, подписанным 24 января 2006 г. в г. Санкт-Петербурге. В частности, постоянно проживающие в РФ граждане Беларуси имеют равные права с гражданами России на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в российских государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и наоборот.

Действующее законодательство свидетельствует о необходимости интеграции раздела госуслуг «здравоохранение», в частности записи к врачу, предоставления сведений об оказании медицинской помощи и прикреплении к медицинским организациям, предоставления санитарно-курортного лечения, доступа к электронным медицинским документам.

Транспорт и дороги

Интеграционная программа №14: «Унификация регулирования транспортного рынка» предполагает заключение соглашения по автомобильному транспорту о перевозках на безразрешительной основе. Также планируется гармонизация норм законодательства в части классификации автодорог, требований к обеспечению безопасности дорожного движения, размещению объектов дорожного сервиса, осуществлению контрольно-надзорной деятельности. В области воздушного транспорта планируется обеспечение равных тарифных условий при оказании услуг аэропортов и аэронавигации, а также отмена ограничений по частоте и унификации регулирования летной годности.

Это будет способствовать увеличению автомобильного сообщения между Беларусь и Россией и увеличения пассажиропотока автомобильным транспортом. Также успешная реализация интеграционной программы будет способствовать развитию отрасли воздушного транспорта. В связи с этим целесообразна интеграция раздела госуслуг «транспорт». Речь идет об автомобильных и дорожных штрафах, регистрации автотранспортных средств, получении прав на управление транспортным средством, информации из реестра автомобильных дорог, государственной регистрации гражданских аэродромов, государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведения государственного реестра гражданских воздушных судов.

Ожидаемые результаты

Какие же выгоды это может принести гражданам? Во-первых, интеграция госуслуг позволит гражданам Российской Федерации, проживающим в Беларуси и гражданам Беларуси, проживающим в Российской Федерации получать государственные услуги, которые ранее можно было оформить только в своей стране, удаленно, находясь по месту пребывания. Во-вторых, это снизит барьеры миграции между странами и позволит пройти еще один интеграционный шаг, приближаясь к полноценному экономическому союзу.

Интеграция госуслуг в области трудовой деятельности, образования, здравоохранения повысит привлекательность двух стран для иностранных граждан, что, несомненно, будет способствовать экономическому росту, привлечению дополнительных иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности отдельных отраслей экономики.

Для успешного процесса интеграции систем госуслуг России и Беларуси республике необходимо провести интеграцию всех госуслуг в единый электронный портал по примеру РФ. По вопросам оплаты госпошлин и штрафов в Беларуси уже действует единая система ЕРИП, а вот заказ услуг пока осуществляется на разных порталах или лично в организациях. После создания такого общего электронного ресурса с государственными услугами некоторые из них, имеющие приоритетное значение, можно интегрировать в единую базу Союзного государства.

Альбина Сибирская, старший научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси