Как комедия «Ленфильма» стала настольным фильмом разведчиков НАТО. 70 лет назад вышло весёлое кино, названное «энциклопедией оружия СССР».
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Как комедия "Ленфильма" стала настольным фильмом разведчиков НАТО. 70 лет назад вышло весёлое кино, названное "энциклопедией оружия СССР".ВчераВчера4044 минЭто один из первых публичных показов Автомата Калашникова в произведении, предназначенном для широкого зрителя. Вскоре его копия оказалась в РУМО и других военных разведках Запада, где его подвергли тщательному изучению. Кадр Максим Перепелица. Это один из первых публичных показов Автомата Калашникова в произведении, предназначенном для широкого зрителя. Вскоре его копия оказалась в РУМО и других военных разведках Запада, где его подвергли тщательному изучению. Кадр Максим Перепелица.
Разведка по открытым источникам родилась намного раньше, чем появилась всемирная сеть Интернет. Специально обученные люди в годы "Холодной войны", да и раньше, активно изучали местную периодику, заводские многотиражки, учебные фильмы, юбилейные книги предприятий ВПК, личные переписки, да много чего ещё, чтобы получить хоть крупицы сведений и из них составлять общую картину. А бывало и совсем наоборот. Секретные службы страны сами делали подобные "сливы" через произведения массового искусства, дабы "поиграть мускулами", или наоборот, дезинформировать противника. В апреле 1955 года получил прокатное удостоверение лёгкий и развлекательный фильм Анатолия Граника "Максим Перепелица". С шутками, песнями и танцами, как и принято было в то время, он демонстрировал нерушимую дружбу народов и искренний патриотизм представителей Республик Советского Союза в рядах его вооруженных сил.
Ещё одна новинка, Ручной пулемет Дегтярёва обр 1944 года. Он был довольно быстро заменен на РПК, но в то время считался оружием весьма перспективным. Кадры из кино.Ещё одна новинка, Ручной пулемет Дегтярёва обр 1944 года. Он был довольно быстро заменен на РПК, но в то время считался оружием весьма перспективным. Кадры из кино.
Фильм имел колоссальный успех. Его посмотрели десятки миллионов советских зрителей, вдоволь посмеявшись над проделками героя — разбитного солдата СА Максима Перепелицы. Но далеко не только обычные советские граждане были поклонниками этого незатейливого, но в целом очень позитивного кинополотна. Фильм покадрово отсматривали технические разведчики Североатлантического Альянса, так как для понимающих людей он представлял собой настоящий каталог нового вооружения Советской армии, как стрелкового, так и кое-чего потяжелее. Впервые на киноэкране были широко представлены Автомат Калашникова (АК), самозарядный карабин Симонова (СКС) и ручной пулемет Дегтярёва, образца 1944 года. Всё это оружие было заточено под новый патрон Елизарова-Сёмина 7,62 × 39 мм и считалось перспективной стрелковой линейкой для Советской Армии на ближайшие десятилетия.
Адская машина на фото выше, это то, как представляли себе Автомат Калашникова западные разведчики вплоть до начала 50-х годов, со слов каких-то неведомых "осведомителей". Кто-то из современных моделистов решил пошутить и запилил его в железе. Очевидно, советская разведка щедро скармливала по своим каналам дезу западным коллегам и достаточно долго держала их в неведение, вот они и покупались на всякую туфту. И можно быть уверенным, что в "Максиме Перепелице" не было ни единого кадра, не согласованного с контрразведчиками.
Помимо самого факта существования АК, в фильме активно подчеркивались его лучшие свойства. К примеру, надёжность. Как только не измывались над ним герой Леонида Быкова и другие солдаты. И автомат стойко вынес все подобные издевательства не потеряв боеспособность..Помимо самого факта существования АК, в фильме активно подчеркивались его лучшие свойства. К примеру, надёжность. Как только не измывались над ним герой Леонида Быкова и другие солдаты. И автомат стойко вынес все подобные издевательства не потеряв боеспособность..
Недаром после получения прокатного удостоверения и вплоть до премьеры в фильме Анатолия Граника прошёл почти год. Спецслужбы просматривали буквально каждый кадр, чтобы никто не увидел ничего лишнего и, в то же время, разглядел все, что нужно. АК в фильме появляется двенадцать раз. Ещё несколько раз мелькают СКС и РПД-44. Всё это увидели западные разведчики, точно также тщательно изучая каждый эпизод картины. Недаром в технической разведке НАТО тех лет фильм в шутку называли "энциклопедией актуального русского оружия". У режиссера Граника был потом ещё один похожий по посылу фильм "Строгая мужская жизнь" (1977 год), где он также ненавязчиво демонстрировал жизнь и боевую учёбу советского танкового корпуса и делал своеобразный "продакт-плейсмент" тяжелой отечественной техники
Модель вертолёта Ми-1 для комбинированых съёмок. Сам вертолёт начали производить в 1952 году и это тоже была его премьера. Модель вертолёта Ми-1 для комбинированых съёмок. Сам вертолёт начали производить в 1952 году и это тоже была его премьера.
В "Максиме Перепелице" были показаны и образцы тяжелой новой техники. К примеру, первый в истории СССР многоцелевой вертолёт Ми-1, полевая противотанковая пушка Василия Грабина БС-3 (100-мм) и бронетранспортёр БТР-152. Всё это демонстрировалось с прямым расчётом намекнуть бывшим союзникам, что, несмотря на массовую демобилизацию, Советская Армия развивается вполне в духе времени и всегда готова дать отпор империалистическим хищникам. Ну а настоящая боевая премьера "калаша" произошла менее чем через год, в ходе венгерского восстания 1956 года. Но это, как говорится, уже другая история.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Поддержите автора, если есть такая возможность. Кнопка поддержки чуть ниже справа.
Читайте ещё: Как российский "гладкоствольный карабин" стал оружием спецназа 17 стран НАТО.