Как один контейнеровоз в Африке, приводит в движение десятки ледоколов в Арктике…
Казалось бы, курьезное происшествие — огромное судно, перевозящее тысячи контейнеров, не вписалось в поворот Суэцкого канала.
Но чем больше проходило времени и чем больше пыхтели буксиры у металлической туши, тем больше становилось понятно — курьез превращается в драму.
Начали расти мировые цены на все продукты, которые перевозятся по этому каналу, от зерна до нефти. Зашевелились трейдеры на биржах во всех финансовых столицах. Заскрежетали экскаваторы под пузом корабля, выкапывая тело из берегов. И засуетились штурманы в поисках новых объездных дорог.
Вот и в районе Арктики встрепенулись российские ледоколы, а в Гуанчжоу китайский торговый флот. И не просто так. На Северном морском пути начинается навигация, которая становится уже круглогодичной.
Надо ж такому случиться, что Россия все подготовила к тому, чтобы вывести этот маршрут на новую высоту. Вот что говорят норвежские журналисты из издания NRK о навигации 2020 года — "Среди судов, прошедших в этом году весь Северный морской путь, не было ни одного норвежского. Зато, согласно статистике, было много китайских либо шедших в Китай. Это свидетельствует, насколько важна для Китая возможность использовать этот маршрут, чтобы возить товары на европейские рынки и обратно. Путь вдоль северного побережья России примерно на треть короче, чем по Индийскому океану через Суэцкий канал. Мы знаем, что среди товаров, которые поставляются в Азию, могут быть руда, целлюлоза, удобрения из европейских стран, в том числе скандинавских. Из Азии же в Европу, как мы видели, перевозят детали для ветряных электростанций и железнодорожных проектов. Значительно увеличилось и количество так называемых целевых переходов — то есть рейсов в порты вдоль Северного морского пути, а также из этих портов. Мы зарегистрировали 2559 рейсов, причем только за период по август включительно. По сравнению с Суэцким каналом трафик небольшой, но есть четкая тенденция к увеличению".
Так говорит Хьелль Стоквик, который, будучи генеральным директором центра High North Logistics в Киркенесе, практически ежечасно наблюдает за развитием судоходства на Северному морскому пути.
Осталось только дождаться, когда в США свяжут воедино начало развертывания в Судане, на побережье Суэцкого канала, российской базы обеспечения военного флота, готовность Севморпути и ледокольного флота к увеличению грузопотока и казус с посадкой на мель контейнеровоза в Суэцком канале.
Нам же остается пожелать людям, которые занимаются освобождением севшего в лужу корабля, не торопиться, работать вдумчиво, без суеты. Чтобы все пользователи Суэцкого канала, успели осознать происходящее и в будущем, трезво оценивали все возможные риски при выборе маршрутов…