Как работают и сколько зарабатывают аэропорты после «летного» 2019 года

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Как работают и сколько зарабатывают аэропорты после «летного» 2019 годаВчераВчера18 мин

Корреспондент АБН24 изучил пассажиропоток и динамику прибыли основных российских аэропортов.

2019 год был самым «летным» для российских аэропортов. Но потом динамика начала уверенно снижаться, в том числе и из-за коронавируса. Сейчас аэропорты пытаются усиленно догнать и перегнать рекордный год. У некоторых это периодически получается.

Например, пассажиропоток Пулково по итогам 2023-го составил более 20,4 млн человек. Аэропорт первым среди крупнейших превысил уровень рекордного 2019-го, когда он обслужил 19,6 миллионов пассажиров. Такую статистику приводит РБК. А по итогам 2024 года аэропорт обслужил 20,9 миллионов путешественников. Этот показатель на 3% выше, чем за 2023 год, рассказывала пресс-служба компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», управляющей аэропортом Пулково. Если вернуться в 2022 год, то тогда пассажиропоток аэропорта «Пулково» составил 18,2 млн человек, что на 0,6% больше, чем в 2021 году. То есть, динамика аэропорта понемногу идет вверх.

Власти Санкт-Петербурга и оператор аэропорта «Пулково» договорились о масштабном расширении воздушной гавани. Новое соглашение, подписанное между ООО «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС, оператор «Аэропорт «Пулково»), АО «Аэропорт «Пулково» и правительством города, предусматривает строительство второй очереди «Пулково» до 2060 года. По словам губернатора Александра Беглова, расширение аэропорта, финансируемое за счет частных инвестиций, которые составляют более 40 млрд рублей, позволит своевременно увеличить пропускную способность, обеспечить комфортное обслуживание растущего пассажиропотока, создать специализированную площадку противообледенительной обработки и повысить регулярность полетов в зимний период. Проектирование второй очереди изначально было запланировано на 2023 год, потом перенесено на 2025, а сейчас отодвигается еще на 2 года, по данным газеты «Ведомости» и ее источников.

Как работают и сколько зарабатывают аэропорты после «летного» 2019 года Фото: pulkovoairport.ru Фото: pulkovoairport.ru

Аэропорт «Шереметьево» в 2022 году пошел на снижение и перевез на 8,1% путешественников меньше, чем в прошлом — 28,4 миллиона человек. Зато воздушная гавань стала второй по пассажиропотоку в 2023 году — она увеличила его на 28,7% в сравнении с предыдущим годом, до 36,6 млн человек, сообщил первый замгендиректора аэропорта Андрей Никулин «Интерфаксу». Но это на 26,7% ниже 2019 года, когда было перевезено 49 933 туристов. В 2024 году пассажиропоток увеличился почти на 20%, достигнув 43 711 773 человек.

Статистика «Шереметьево» учитывает детей до 2 лет. При этом четыре пассажирских терминалов «Шереметьево» сейчас работают не в полном объеме. Терминалы В и С, расположенные на севере, продолжают принимать и отправлять рейсы. Закрытие остальных терминалов вызвано различными причинами: терминал F был закрыт на реконструкцию в конце 2021 года и так и не был отремонтирован, хотя должен был открыться в 2023 году. Терминал Е не функционирует с 2020 года из-за последствий пандемии. Терминал D прекратил работу в марте 2022 года из-за падения объемов перевозок, но был открыт 1 июня 2024 года — сейчас он обслуживает рейсы «Победы». В 2019 году в Шереметьеве была открыта третья взлетно-посадочная полоса (ВПП-3).

Внуково в 2022 году перевез 16,4 миллионов человек — это отрицательная тенденция, а конкретно, на 9% меньше, чем в прошлом году. А в 2023 году еще на 11% меньше — 14,5 миллионов человек. И только в 2024 году пошел в рост, обслужив более 16 миллионов пассажиров, это на 11% больше, чем в прошлом году. Таким образом аэропорт вернулся к показателям 2022 года и явно еще не скоро догонит показатели 2019 года — 24 миллиона путешественников.

Ранее, в декабре 2012 года аэропорт пропустил через себя более 10 миллионов путешественников, после чего здесь открылся новый пассажирский терминал. Затем в 2013 году был прирост на 15% — воздушная гавань обслужила 11,13 миллионов человек.

Пассажиропоток «Домодедово» в 2022 году составил 21,21 миллионов человек, а 2023 году уменьшился на 6%, до 19,9 млн человек, по данным Росавиации. В 2024 — та же цифра. В том же 2019 году пассажиропоток был 28,3 миллиона людей.

В 2023 году Домодедово открыл новый сегмент пассажирского терминала — Т2. Он состоит из семи этажей площадью около 240 тысяч квадратных метров.

Как работают и сколько зарабатывают аэропорты после «летного» 2019 года Фото: пресс-служба аэропорта Домодедово Фото: пресс-служба аэропорта Домодедово

Жуковский, который открылся в 2016 году, в «жирном» 2019 обслужил 1,32 миллиона пассажиров. А в 2022 — 1,4 миллионов человек, в 2023 — 1,45 миллионов пассажиров, это на 4% больше, чем в прошлом. В 2024 — почти 1,5 миллиона авиапутешественников, что на 3% больше, чем в прошлом году. Таким образом его статистика отличается от других аэропортов — медленно, но верно аэропорт наращивает пассажиропоток. Другой вопрос, что количество направлений в этой воздушной гавани только сокращается. Как рассказывало АБН24 ранее, зимой здесь было 22 направления, а сейчас уже 19.

Зачем при такой небольшой проходимости аэропорту инфраструктурные изменения, которые намечены на 2025-2027 год — остается непонятным. Тем более, что АО «Рампорт Аэро», управляющее подмосковным аэропортом «Жуковский», в 2023 году получило 615,2 миллионов рублей чистого убытка по РСБУ, говорится в отчетности компании. Выручка увеличилась на 9% год к году до 1,5 млрд руб. в 2024 году чистая прибыль АО «Жуковский международный аэропорт Карго» за 2024 год составила 16 млн рублей. При этом выручка аэропорта за 2024 год — 315 млн рублей, что на 2% меньше, чем годом ранее. И только в 2022 году чистая прибыль по РСБУ составила 243 миллиона рублей — это был первый год, когда компания закончила год с положительными результатами. Тогда же выручка АО выросла в 2,3 раза, до 1,4 миллиардов рублей.

Как уход иностранных авиакомпаний повлиял на финансовую составляющую

Иностранные авиакомпании начали уходить с российского рынка еще в 2015 году. Речь об AirBerlin, Cathay Pacific Airways, Thai Airways которые базировались в Домодедово. В 2016 году ушла EasyJet, которая также базировалась в Домодедово.

Что касается тех авиаперевозчиков, которые ушли после 2022 года, из них выделяется Finnair, которая базировалась в Шереметьево. Ограничения на полеты над территорией России из-за политической напряженности поставили Finnair в сложное положение. Компания, ранее зарабатывавшая на транзитных рейсах между Европой и Азией, вынуждена искать обходные пути, что значительно увеличивает издержки. Расходы на топливо выросли почти вдвое, а потеря российского рынка привела к сокращению пассажиропотока. Операционный убыток Finnair в 2022 году превысил 130 миллионов евро, и компания ищет способы стабилизировать свое финансовое положение.

Интересно, что в 2022 году группа компаний DME Ltd, управляющая аэропортом «Домодедово», нарастила чистую прибыль по МСФО в 1,9 раза относительно предыдущего года, до 6,1 млрд рублей, а выручка группы подросла на 1%, до 32,9 миллиардов рублей. В 2023 году чистый убыток по МСФО составил 6,8 миллиардов рублей, а выручка увеличилась на 2,5%, до 33,7 миллиардов рублей. В пресс-службе утверждали, что такие показатели обусловлены отрицательной валютной переоценкой. В 1-м полугодии 2024 года группа компаний сократила чистый убыток в 10,7 раза, — до 519 миллионов рублей, а выручка снизилась на 9,1% — до 14,6 миллиардов рублей.

Как работают и сколько зарабатывают аэропорты после «летного» 2019 года Фото: fanjianhua © freepik.com Фото: fanjianhua © freepik.com

Финансовой отчетности за 2022, 2023 и 2024 год ООО «Шереметьево Холдинг», контролирующее 66,06% акций в АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) в открытых источниках не обнаружено, поэтому сложно сказать, как на него повлиял уход иностранных авиакомпаний.

АО «Международный аэропорт Внуково» в 2022 году получило 362,4 миллиона рублей чистой прибыли по РСБУ против 2,3 миллиардов рублей годом ранее. Чистая прибыль по РСБУ в 2023 году выросла почти в 5 раз относительно результата за 2022 год, до 1,7 миллиардов рублей, говорится в отчетности аэропорта. Выручка компании поднялась примерно на 15% до 10,2 миллиардов рублей. Далее дела у аэропорта продолжают идти в гору — чистая прибыль АО в 2024 году выросла в 2,2 раза относительно результата 2023 года, до 3,9 миллиардов рублей, а выручка поднялась почти на 19%, до 12,1 миллиардов рублей. Для сравнения: в докризисном 2019 году у воздушной гавани была прибыль в 779 миллионов рублей.

Как работают и сколько зарабатывают аэропорты после «летного» 2019 года Фото: unsplash.com Фото: unsplash.com

ООО «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС, оператор петербургского аэропорта «Пулково») в 2022 году получило чистую прибыль по РСБУ в размере 4,8 миллиардов рублей, что на 23,3% больше, чем годом ранее, видно из отчетности компании, на которую ссылается «Интерфакс». Тогда же выручка предприятия выросла на 5,1%, до 17,23 миллиардов рублей. В 2023 году ООО получило чистую прибыль по РСБУ в размере 5,27 миллиардов рублей, что на 9,9% больше, чем годом ранее. Выручка предприятия выросла на 33,5% — до 23 миллиардов рублей. В 2024 году аэропорт получил рекордную прибыль — 9,7 миллиардов рублей. Это на 84,7% больше, чем в 2023 году. Выручка оператора Пулково также побила рекорд, достигнув 27,3 миллиардов рублей. При этом рост выручки на 18,5% зафиксирован на фоне не самой большой — 2,5% — динамики пассажирооборота.

«Росту финансовых показателей способствовали увеличение международного трафика практически на четверть, а также значительный рост доходов от неавиационной деятельности. Среди прочего — это ретейл, horeca и реклама», — рассказали РБК Петербург в пресс-службе ВВСС.

Как видно, не все аэропорты процветают, а это значит, что если воздушная гавань перестает зарабатывать деньги, то содержать ее рано или поздно начнет государство. Как уже происходит с южными аэропортами. Вполне возможно, что если все останется на том же уровне, то аэропорты рискуют откатиться до времен СССР и по пассажиропотоку и по финансированию.

Также не исключено, что будет волна маленьких банкротств, после чего, логично, не нужно будет развивать инфраструктуру, так как она стагнирует и деградируют. Зато решится проблема с запчастями для самолетов — если никто не будет летать, то и запчасти не нужны.

Скандал с уголовным делом группы «Домодедово»

На фоне отрицательной динамики прибыли у большинства аэропортов нельзя не отметить скандал с Домодедово. Тем более, что, фактически, государство хочет вернуть его себе. Из последних данных по этой истории известно, что группа «Домодедово» одержала победу в апелляционном суде в Москве, отстояв право на обслуживание своих облигаций. Суд отклонил жалобу Генеральной прокуратуры, которая пыталась оспорить отмену обеспечительных мер по иску к «Домодедово». Генпрокуратура требует взыскать доли в управляющей компании и признать недействительными ряд сделок, мотивируя это необходимостью предотвратить вывод средств из стратегически важного предприятия.

Как АБН24 рассказывало ранее, бенефициары аэропорта Дмитрий Каменщик и Валерий Коган подозреваются в неправомерном выводе прибыли за границу.

Источник