Как Россия навела порядок в отношениях с Прибалтикой и как сами страны Балтии помогли в этом
Сегодня в это сложно поверить, но в какой-то период времени Россия, а до этого Советский Союз, сильно зависела от Прибалтики и этим Литва, Латвия, Эстония долго пользовались. Но всему в этом мире приходит конец – сегодня роль Прибалтики низведена до нуля и это ее сильно бесит.
Выход к Балтийскому морю у России есть. Честь и хвала Петру Первому. Вот только если посмотреть на карту, то этот выход больше напоминает бутылочное горлышко со всеми вытекающими отсюда последствиями. Его и запереть можно очень легко, да и особо много в таком узком месте не сконцентрируешь портов и подъездных путей, а значит возможности торговли будут ограничены.
Но если в более ранние времена подобные мелочи не сильно влияли на происходящее в этом регионе – все-таки у Российской империи и у СССР был запасной вариант: побережье южнее Санкт-Петербурга (Ленинграда) либо частично, либо полностью принадлежало ей и были дополнительные порты.
Чтобы понять, что такое бутылочное горлышко на Балтике, достаточно посмотреть на эту карту (фото из открытых источников)Чтобы понять, что такое бутылочное горлышко на Балтике, достаточно посмотреть на эту карту (фото из открытых источников)
В развалом СССР Российская Федерация лишилась части портов на Балтике и вновь вернулось к режиму «бутылочного горлышка». Но торговать то надо было. Тем более, год от года рос грузопоток и Ленинградский порт никак бы с ним не справился.
В Прибалтике же была отличная, построенная в советские годы инфраструктура и портовые терминалы. Поэтому то львиная часть грузов шла туда.
Для Прибалтики такое положение вещей было очень выгодным – ведь фактически транзитные деньги это самые легкие деньги. Тебе платит страна транзитер только за то, что ты предоставляешь ей возможность провезти груз по твоей территории.
Россия каждый года перевозит по своей территории сотни миллионов тонн зарубежных тонн грузов (фото из открытых источников)Россия каждый года перевозит по своей территории сотни миллионов тонн зарубежных тонн грузов (фото из открытых источников)
Но Россия и сама является одной из самых крупных стран транзитеров. По ее территории ежегодно проходит миллионы тонн грузов из Китая, Японии и Юго-Восточной Азии, Казахстана и других стран.
Это стало одной из причин изменения Россией своей транзитной политики — было принято решение монополизировать транзитные перевозки и сделать их важной статьей пополнения бюджета. Причем речь шла обо всем пути грузов — от Тихого океана до Балтики и только по территории России.
Второй же причиной стало поведение прибалтийских государств, которые вели себя так словно им Россия что-то должна и чем-то обязана. Именно этот момент всегда портил и портит сегодня отношения России со странами Балтии.
Поддержка Прибалтикой санкций против России лишь ускорили этот процесс. В Москве стало понятно, что с такими торговыми партнерами как страны Балтии сложно иметь дело — сегодня они говорят о партнерстве, а завтра объявляют экономические санкции.
"Это не серьезно" — если говорить голосом Моргунова из фильма "Операция Ы".
— Это не серьезно! (стоп-кадр из фильма Леонида Гайдая "Операция Ы")- Это не серьезно! (стоп-кадр из фильма Леонида Гайдая "Операция Ы")
Россия начала уводить свой транзит из Прибалтики. Кстати, и из Украины тоже. На юге грузы пошли в порт Новороссийск, который сейчас серьезно модернизируется. А на севере в новые российские порты – Усть-Луга, Высоцк и Приморск.
Если называть вещи своими именами, то прибалтов жестко наказали за их поведение. Россия осталась с тем же бутылочным горлышком, но она значительно увеличила его возможности.
Сегодня, например, только порт Усть-Луга переваливает грузов более 100 млн. тонн, столько же сколько все вместе взятые порты Прибалтики – Клайпеда, Лиепая, Вентспилс, Рига и Таллинн.
Сейчас прибалты пытаются всеми силами вернуть российский транзит – все-таки это удар не только по портам, это еще и огромные потери для местных железных дорог, которые и построены то были только для того чтобы обслуживать интересы Российской империи и Советского Союза. Если сегодня Россия уйдет, то возить по железным дорогам Прибалтики будет просто нечего.
Российский порт Усть-Луга, который должно быть снится теперь в кошмарных снах прибалтийским чиновникам, которые получали процент от прохождения российских грузов (фото из открытых источников)Российский порт Усть-Луга, который должно быть снится теперь в кошмарных снах прибалтийским чиновникам, которые получали процент от прохождения российских грузов (фото из открытых источников)
Такое уже произошло в Молдове, которая отказалась от сотрудничества с Россией и теперь ее железные дороги стали банкротом. Их попросту разбирают. Еще пара десятков лет и всю дорогу сдадут в металлолом.
Если разобраться во всей этой ситуации, то страны Прибалтики сами виноваты в уходе России. Их недальновидная политика и пренебрежение партнерскими обязательствами и сподвигли Россию искать выход из этого транспортного прибалтийского тупика.
России это решение не далось легко – все-таки это огромные затраты по строительству портов и реконструкции подъездных путей. Большая часть расходов легла на бюджет России – другая часть на частных инвесторов, но все равно это огромные суммы, которые окупятся не скоро.
Вот только Прибалтике от этого не легче – дармовые транзитные деньги, которые они получали каждый год от России, испарились как дым и больше в страны Балтии уже не вернутся, даже если они слезно будут просить об этом Россию.
А вы как думаете – на сколько оправданы действия России и так ли были они необходимы?
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать и готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.