Как СМП помогает России обходить эмбарго на нефть. Проблемы и перспективы ледового маршрута

Как СМП помогает России обходить эмбарго на нефть. Проблемы и перспективы ледового маршрута

Россия поставляет нефть в Китай по Северному морскому пути. И это привлекательный для Москвы маршрут, учитывая, что Евросоюз ввел эмбарго. По нему черное золото доставляется быстрее, но самое главное – он не может быть подвергнут западным санкциям, а значит, поставки защищены. Сумеет ли Северный морской путь спасти ситуацию с продажей российской нефти за границу?

Плюсы Севморпути

Впервые нефть пустили по Севморпути еще в 2019 году. Но поставки не были внушительными, так как Россия в основном отправляла это сырье в Европу. Теперь после введения эмбарго европейский рынок для нас закрыт. Каналы сбыта перенаправлены на Восток. Поэтому Северный морской путь стал более привлекательным для РФ.

Транспортировка черного золота из России в КНР таким способом может быть вполне выгодной. Особенно в условиях санкций. В первую очередь СМП существенно сокращает маршрут поставок. Получается в два раза короче, чем при поставках через Суэцкий канал. Время доставки составляет 2-3 недели, а через канал – 2 месяца.

Также при перевозках по Северному морскому пути не требуется оформлять дополнительные бумаги при пересечении границы, платить сборы. Нет тут и очередей, риска попасть в руки пиратов, что бывает на южном маршруте. Инфраструктура Севморпути подготовлена, находится под поддержкой Росатома, не нужны лишние вливания и временные затраты.

И, наконец, такой путь не боится западных санкций. Поставки между РФ и КНР безопасны, Вашингтон не сумеет повлиять на них. Если только Китай сам не повернет все в другую сторону.

Как СМП помогает России обходить эмбарго на нефть. Проблемы и перспективы ледового маршрута

Не без проблем

Но все же использование Северного морского пути имеет свои проблемы. Первая – суровые погодные условия. Танкеру приходится преодолевать айсберги, выдерживать сильные морозы. Поэтому тут важно запускать ледоколы и специальные корабли. Ведь в простых танкерах крайне трудно поддерживать приемлемую температуру, когда за бортом полярная зима.

В России почти нет судов, которые могли бы себя чувствовать хорошо в столь суровых условиях. Не только в РФ, но и вообще в мире таких танкеров маловато. Поэтому при всем желании нет реальной возможности задействовать много таких грузовых кораблей. Их попросту негде заказать, их единицы во всем мире. В России имеется всего 8 судов, способных выдерживать суровые полярные условия.

Северный морской путь большую часть времени в году закован льдами, без ледоколов не обойтись. Такие суда бывают необходимыми и в летнюю пору, когда требуется проходить сложные участки. В России всего 4 ледокола, находящихся в строю. Плюс для работы на них нужен высочайший профессионализм экипажа.

Вторая проблема – юридическая. В РФ имеются ограничения для поставок грузов по Северному морскому пути иностранными кораблями. Нужно оформлять специальное разрешение. Без ограничений по этому маршруту могут ходить только российские суда. Изменить это можно лишь внесением поправок в законодательство.

Как СМП помогает России обходить эмбарго на нефть. Проблемы и перспективы ледового маршрута

Решить имеющиеся проблемы в кратчайшие сроки невозможно. Да и все это требует немалых денежных вливаний. Поэтому многократно увеличить объемы поставок нефти по СМП в сторону азиатских стран в ближайшее время вряд ли удастся. Изменить ситуацию поможет масштабный проект Роснефти – «Восток Ойл». Он позволит пускать нефть по Северному морскому пути круглый год. Запуск проекта запланирован на 2024 год.

Но для полноценной работы маршрута понадобится еще несколько лет. Однако уже сейчас у компаний может появиться заинтересованность в том, чтобы строить новые корабли. И нужно активно искать азиатских покупателей, которые готовы сотрудничать на долгосрочной основе.