Как старый МиГ-21 стал истребителем 21 века. Ровно 70 лет назад взлетел первый МиГ-21. Почему его и сейчас покупают на миллиарды долларов.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Как старый МиГ-21 стал истребителем 21 века. Ровно 70 лет назад взлетел первый МиГ-21. Почему его и сейчас покупают на миллиарды долларов.СегодняСегодня3433 минЛегенде — 70! В июне 1955 года состоялся первый полет будущего МиГ-21. Фото МО РФЛегенде — 70! В июне 1955 года состоялся первый полет будущего МиГ-21. Фото МО РФ
Знаете чем отличается знаменитый советский истребитель МиГ-21 от всех своих ровесников? Напомню, что в то время, когда он впервые 16 июня 1955 года поднялся в воздух, Британия выпустила свой English Electric Lightning F-6, Франция — серию Dassault Mystеre, а США, тремя годами позже, показал миру прославленный "Фантом". Про французский и британский самолёт помнят наверняка только очень продвинутые знатоки и любители авиации. "Фантом", безусловно, легенда. Но представить, что сейчас кто-то эксплуатирует его от хорошей жизни, да ещё и готов выкладывать за такой антиквариат очень немалые денежки, просто физически невозможно. Из сколько-то значительных стран на них летают только Турция и Иран, да и то, по причине, что ничего более серьезного взамен прикупить или самостоятельно создать не удалось. А вот "двадцать первые", буквально на днях, накануне своего славного юбилея, были проданы крупной партией около 40 единиц с контрактом на сумму более трех миллиардов долларов.
Узнать можно с большим трудом, но создатель JF-17, знаменитый китайский конструктор доктор Ян Вэй называет своё детище частью линейки МиГ-21. Фото ВВС Пакистана.Узнать можно с большим трудом, но создатель JF-17, знаменитый китайский конструктор доктор Ян Вэй называет своё детище частью линейки МиГ-21. Фото ВВС Пакистана.
И тут многие начнут возражать, что JF-17 Thunder Block-3 на МиГ-21 совершенно не похож, и это самолет из другой эпохи. Но Ф-16 "Вайпер" и первые "Боевые соколы" серии А тоже различаются радикально. Однако, это не мешает записывать их в одну линейку машин. Впрочем, можно посмотреть, что говорил о своем детище сам создатель JF-17, знаменитый китайский авиаконструктор Ян Вэй, долгое время посвятивший работе над МиГ-21 (в китайской версии J-7) и спроектировавший сразу несколько достаточно удачных машин на его базе:
"Thunder, несмотря на вполне современный вид и превосходную цифровую авионику и радары, плоть от плоти МиГ-21. Это проявляется и в компоновке, и в планере, и даже в основной геометрии, если внимательно приглядеться. Мне всегда хотелось сделать на базе МиГ-21 что-то особенное. Мы создавали JF-17 как побочный продукт. Это был "самолёт-мечта", МиГ-21 двадцать первого века. В нашей работе было гораздо больше экспериментаторства и азарта, чем надежд на что-то серьезное, и мы не рассчитывали на какое-то финансирование со стороны государства. Но неожиданно им заинтересовался Пакистан, затем Азербайджан, и теперь у нас в портфеле потенциальные заказы из 7 стран".
Современный МиГ-21 несет очень внушительный арсенал современного оружия. Фото ВВС ПакистанаСовременный МиГ-21 несет очень внушительный арсенал современного оружия. Фото ВВС Пакистана
Если взять за веру слова главного конструктора и считать, что JF-17 Thunder Block-3 — это самая продвинутая версия старенького МиГ-21, то можно зафиксировать ещё одно колоссальное достижение данной машины. Он официально создавался, как сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения; в версии МиГ-21бис на экспертном уровне был назван самолётом третьего поколения; в индийской модификации "Бизон" "двадцать первый" имел большинство черт четвертого поколения; ну а JF-17 Thunder Block-3 — это уже верные 4+ со многими элементами пятого. Можно даже не пытаться вспомнить, проходил ли хоть один из существующих реактивных истребителей столь существенные трансформации и этапы полноценного развития. Таких в природе не существует. И уже наверняка никогда и не появится.
А сегодня мы поздравляем МиГ-21 с полноценным юбилеем. Живи до ста лет, самолетик. Ты на это способен, и это заслужил.
Дорогие наши читатели. Обстоятельства вынуждают нас обращаться к вам за
помощью. Дзен окончательно перекрыл нам кислород с показами и доступом в
ленту даже к нашим подписчикам. Канал существует ныне исключительно на
ваши пожертвования. Помогите нам, по этой ссылке,
номеру карты в комментариях или кнопке внизу статьи, если у вас есть
такая возможность. Нашей признательности не будет границ. Обещаем до
последней возможности снабжать вас интересными материалами. И эта
возможность зависит напрямую от вас. Спасибо!
Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!