Как «сушка» стала «чёрным лебедем» для истребителя «Рафаль». Почему «Рафаль» всегда проигрывал Су-30 — и в учебных боях, и в тендерах?

Как "сушка" стала "чёрным лебедем" для истребителя "Рафаль". Почему "Рафаль" всегда проигрывал Су-30 — и в учебных боях, и в тендерах?55 прочтенийСегодняКак "сушка" стала "чёрным лебедем" для истребителя "Рафаль". Почему "Рафаль" всегда проигрывал Су-30 - и в учебных боях, и в тендерах?Несмотря на очевидную разницу весовых категорий, оба самолёта часто встречались в различных тендерах. И модный французский самолёт их неизменно проигрывал. Так произошло и в этот раз. Фото ВВС ИндииНесмотря на очевидную разницу весовых категорий, оба самолёта часто встречались в различных тендерах. И модный французский самолёт их неизменно проигрывал. Так произошло и в этот раз. Фото ВВС Индии

Поставка первых шести истребителей Су-30СМ в Казахстан окончательно закрыла вопрос о возможности продажи французских истребителей "Рафаль" нашим многовекторным соседям. Это была очередная вымученная попытка французов хоть раз одолеть изделие "Сухого" тридцатой серии — в очных тендерах. Первый постсоветский истребитель, производившийся большими партиями, с начала нынешнего тысячелетия многократно встречался с "Рафалем" в национальных конкурсах на покупку истребителя. И больше того, фактически выпихнул ныне успешный французский истребитель из числа хорошо продаваемых. С середины нулевых, по начало десятых "Рафали" имели устойчивый шлейф неудачника. Вся программа держалась исключительно на 180 единицах, проданных ВВС Франции. И каждый из 14 тендеров, проигранных Рафалем за 9 лет, делал прогнозы по поводу его судьбы всё более туманными. По меньшей мере в 4 из этих конкурсов (в Алжире, Малайзии, Индонезии и Вьетнаме) в финал выходили Су-30МК (многоцелевой, коммерческий) и "Рафаль Дассо". И всякий раз "француз" это соревнование безнадёжно проигрывал и оставался не у дел. Сюда же можно отнести и тендер в Ливии, где "сушка" вновь легкого переиграла "Рафали". Но поставки полковнику Каддафи 35 законтрактованных машин не состоялись. На несчастную Ливию напало НАТО, и она до сих пор не может выйти из череды внешних и внутренних войн, спровоцированных демократическими натовскими бомбардировками.

Как "сушка" стала "чёрным лебедем" для истребителя "Рафаль". Почему "Рафаль" всегда проигрывал Су-30 - и в учебных боях, и в тендерах?Алжирский кокурс на 65 новых истребителей был по всем статьям выигран Су-30. Перед этим самолёты более двух недель гоняли над Сахарой, и командование ВВС Алжира однозначно выбрало изделие "Сухого". Фото ВВС АлжирАлжирский кокурс на 65 новых истребителей был по всем статьям выигран Су-30. Перед этим самолёты более двух недель гоняли над Сахарой, и командование ВВС Алжира однозначно выбрало изделие "Сухого". Фото ВВС Алжир

"Хочешь разорить страну, подари ей "пингвина". Польше дали Ф-35. Их содержание обойдётся казне в 10% военного бюджета, и это только начало.

Причины такого безжалостного проигрыша со стороны детища "Дассо Авиасьон" и официального Парижа были сугубо понятны. Возможно, французский самолёт и превосходил "сушку" по качеству авионики и бортовой электроники, но имел целый ряд важных минусов. Это и радиус действия, и масса боевой нагрузки и количество подвесок для ракет. Су-30 существенно больше "Рафаля" по габаритам и более гибок и универсален. К примеру, он способен нести трёхтонную сверхзвуковую крылатую ракету "Оникс"-"Брамос", а "Рафаль" не сможет этого сделать ни при каких обстоятельствах. И вообще, крупная платформа всегда имеет ряд преимуществ перед лёгкими и средними истребителями, и, в случае в Су-30МК, она была ещё и маневреннее модных французских самолётиков. Что и показали несколько выставочных и полноценных учебных боёв между российской и французской машинами. Индийские лётчики их ни разу не проигрывали.
БПЛА США больше не летают над Чёрным морем. Что же такое Андрей Белоусов сказал Ллойду Остину, что "Жнецы" и "Ястребы" теперь не появляются?

Как "сушка" стала "чёрным лебедем" для истребителя "Рафаль". Почему "Рафаль" всегда проигрывал Су-30 - и в учебных боях, и в тендерах?Су-30МК стал на два десятилетия самым продаваемым тяжелым истребителем планеты. Если брать все категории, то более удачно продавался только Ф-16. Фото МО РФСу-30МК стал на два десятилетия самым продаваемым тяжелым истребителем планеты. Если брать все категории, то более удачно продавался только Ф-16. Фото МО РФ


Как одно "вундерваффе" сбивало другое "вундерваффе". Ф-16 нередко становился нежданной добычей "Пэтриота". Но иногда случалось и наоборот.

А самой основной из причин была, конечно, цена за единицу. И вот в таком аспекте, со всеми накладными расходами, "Рафаль" стоил почти в три раза дороже. И это не считая оружия, которое у французов стоит подороже американского. Помимо всего прочего, многих клиентов из Азии в "сушках привлекала двухместная компоновка и многофункциональность, заложенная от рождения. Су-30 стали и ракетоносцами, и носителями управляемых, и истребителем завоевания неба. И разделенные функции пилотирования и управления оружием, достаточно хорошо помогали машине в плане многофункциональности.
Оружие, оправдавшее надежды. "Верба" стала достойным наследником советских "Игл" и "Стрел". В войсках просят производить их в разы больше.

Как "сушка" стала "чёрным лебедем" для истребителя "Рафаль". Почему "Рафаль" всегда проигрывал Су-30 - и в учебных боях, и в тендерах?Египтяне вынуждены были покупать "Рафали". Попытка купить "сушки" была категорически запрещена американцами, от которых Египет очень зависим в военно-техническом аспекте. Фото ВВС ЕгиптаЕгиптяне вынуждены были покупать "Рафали". Попытка купить "сушки" была категорически запрещена американцами, от которых Египет очень зависим в военно-техническом аспекте. Фото ВВС Египта

"Томагавки" против фанерных ракет. Хуситы показали макеты, на которые были потрачено крылатых ракет на 300 миллионов долларов

Удача к "Рафалю" начала поворачиваться лицом после знаменитого индийского тендера. К тому же, им несомненно благоволила удача. В конце десятых годов российское оружие спроса не утратило, и мы фактически полностью контролировали поставки в ряд стран. Но там где не получается выиграть в честной борьбе, дядюшка Сэм попросту врубает административный ресурс. В конце прошлого десятилетия покупать российскую технику, значило сразу попасть под прицел различных санкционных комиссий, сначала США, а потом ЕС. Французам удалось вклиниться на ряд сугубо наших военных делянок. Да и с Су-30 больше судьба их не сталкивала.

ЗРК "Пэтриот" не смог парировать крупнейшую за последние 4 года атаку на основную базу ВВС США в Ираке.17 ракет для "Айн аль-Асад".

Однако, несмотря на солидный возраст обеих машин, они вновь встретились на тендере на постсоветском пространстве. Казахстан удивил многих тем, что несмотря на родовую связь его военной авиации с Россией, вдруг включил в тендер ещё и 12 новых "Рафалей". Видимо это был некий жест, хотя и непонятно к кому обращенный. Слухи о "Рафалях" в рядах ВВС Казахстана ходили вплоть до последнего времени. Но вчера были развеяны, когда казахские летчики, после учёбы, забрали "сушки" с Иркутского авиазавода. И это хорошо. Покупка военной техники, это не только про деньги, но и про геополитику. Приглашаем всех наших дорогих читателей и подписчиков присоединяться к Телеграм-каналу "Зелёный край". В часто обновляемой ленте вы можете увидеть самые лучшие кадры военной хроники, свежую аналитику и послушать статьи "Зеленого края" в профессиональной авторской озвучке. Приходите, это интересно.

Читайте ещё: Над Чёрным морем что-то происходит. Перестали летать американские БПЛА и появились английские истребители.