Как в Иране не будет: Будущее отечественного автопрома
В апреле отечественный автомобильный рынок обвалился до минимума за 15 лет, побив антирекорд апреля 2020 года, когда в разгар пандемии рухнул спрос на автомобили.
Спрос проседать начал с началом пандемии – сказались сбои в логистике и кризис в полупроводниковой индустрии. Ещё в прошлом году простаивали конвейеры не только у отечественного АвтоВАЗа, но и у Toyota, а в недавно шведские завод Vovlo прекратил работу из-за отсутствия запчастей из КНР.
Но если в апреле 2020 года продали 54,5 тыс. машин, в апреле 2021 года – 171,4 тыс. автомобилей, то теперь (по данным «Автостата») 27,2 тыс. машин. Речь идёт о продаже новых автомобилей. Производство автомобильной техники в марте упало на 57%. Производство легковых автомобилей снизилось на 64%, LCV — на 31%, грузовиков – на 21%. Сборка автобусов выросла на 35% (их производство локализовано и спрос на них обеспечивается государством).
И текущая ситуация – помимо двух изложенных ваше факторов, которые так и не удалось снять – осложняется ещё двумя проблемами.
- Масштабными сбоями в логистике: это уже не проблемы с поставщиками из КНР, а «обнуление» торговли с компаниями из ЕС, которые из-за страха санкций и фактора политической неопределённости, решили приостановить поставки комплектующих и запчастей в Россию.
- Санкциями и ответными контрсанкциями, которые привели к невозможности для компаний из недружественных страны вести бизнес в России так, как они это привыкли.
Ещё неделю назад можно было бы говорить о том, что российский автопром повторит судьбу иранского и не просто откатится на десятилетия назад, а будет вынужден начать жизнь с чистого листа. Но вчера стал понятен примерный сценарий контролируемого ухода иностранных автопроизводителей из России.
Российские активы французской группы Renault, включая 67,69% акций «Автоваза», перейдут в собственность государства. Ценные бумаги автопроизводителя перейдут ФГУП «НАМИ», а 100% московского завода «Рено Россия» (бывший «Автофрамос») — правительству Москвы. «Рено» получила за активы 2 рубля, но сохранила за собой право обратного выкупа переданных акций в течение 6 лет для «Автоваза».
При этом компания Renault будет способствовать поставкам комплектующих в Россию, что позволит не только ремонтировать уже выпущенные машины, но и продолжать сборку автомобилей на разработанной совместно с АвтоВАЗом платформе. АвтоВАЗ сохранит весь модельный ряд, а также возможность выпускать новые машины в соответствии с действовавшими с Renault соглашениями.
Однако модельный ряд Renault подвергнется ребрендингу: кроссовер Renault Duster будет выпускаться под брендом LADA, а машины с московского автозавода под маркой «Москвич».
Президент Renault назвал уход с российского рынка «очень болезненным решением», но «наилучшим выбором для защиты 45 тыс. сотрудников в России».
Аналогичные «болезненные решения» придётся принимать и другим производителям, однако они, в отличие от Renault, не так глубоко интегрировались в российский автопром.
Стратегии иностранцы выбирают разные, но итоговых решений пока что нет – они будут к началу лета. Впрочем, Ford намерен локализовать в России производство пикапов серии Foton Tunland и грузовиков серии Foton S100 и S120. А Nissan не ожидает возобновления операций в России в 2022 финансовом году (закончится в апреле 2023 года).
На рынке без особых проблем продолжают работать УАЗ – он вышел из планового отпуска – и КамАЗ, снизивший производство на 15% для предотвращения затоваривания складов. ГАЗ по-прежнему остаётся в подвешенном состоянии из-за американских санкций (Минфин США в очередной раз сдвинул «вправо» срок для сворачивания сделок) и получил дополнительное бюджетное финансирование.
Итак, резюмируем:
- Часть производителей (те, кто вложил минимум денег) с российского рынка уйдут и предпочтут производству импорт.
- Другая часть передаст свои активы менеджменту или другим организациям с правом вернуться в Россию.
- Правительство вольет миллиарды рублей в импортозамещение запчастей и повышение уровня локализации автомобилей.
- Оставшимся иностранцам предложат новые льготы, перезапустив «инвестконвейер» (соглашения о защите и поощрении капиталовложений) чтобы завершить процесс локализации в Росси многих агрегатов (автоматические коробки передач и двигатели).
А в качестве временной меры власти:
- Легализовали параллельный импорт, что позволит ввозить запчасти из других страны;
- Разрешили выпуск автомобилей с «Евро-0», без ABS, подушек безопасности, преднатяжителей ремней безопасности, без системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;
- Упростили процесс сертификации автомобилей;
- Предоставили отсрочку на уплату утилизационного сбора.