Как великий и ужасный МиГ-31 стал «на все руки мастером» и в итоге вошел в состав Дальней авиации. Её 110-летние отмечается сегодня
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Как великий и ужасный МиГ-31 стал "на все руки мастером" и в итоге вошел в состав Дальней авиации. Её 110-летние отмечается сегодня3 минуты3177 прочтений23 декабря23 декВ следующем году МиГ-31 отметит полвека, но по-прежнему актуален как никогда. Фото МО РФВ следующем году МиГ-31 отметит полвека, но по-прежнему актуален как никогда. Фото МО РФ
Приходилось слышать от людей, непосредственно занятых разработкой нашей боевой авиации, что есть бомбардировщики, штурмовики, перехватчики и истребители, а есть МиГ-31. Самолёт — вселенная. В каких только ипостасях не представал этот уникальный боевой комплекс. Не обладая каким-то футуристичным дизайном, он настолько обогнал время, что и после полувека безупречной службы без этого самолёта, как без рук. Причем, как в первоначальном замысле, так и с совершенно новым комплексом задач, о котором, возможно, даже не помышляли его создатели, великолепные авиаконструкторы поздней советской эпохи: Александр Чумаченко, Глеб Лозино-Лозинский, Константин Васильченко и Андрей Аносович. Не знали, но наверняка догадывались, потому, что каждый из них говорил о том, что новая миговская платформа создавалась не только для перехвата сверхзвуковых бомбардировщиков и крылатых ракет, но и в целом, для работы на грани возможного пилотируемой авиации.
Он и как перехватчик по-прежнему хорош. Пара МиГ-31БМ где-то в России. Фото МО РФОн и как перехватчик по-прежнему хорош. Пара МиГ-31БМ где-то в России. Фото МО РФ
МиГ-31 начинал в эпоху бурного развития высокоточного оружия и после старта серийного производства, первые машины направлялись в авиаполки специального назначения. На Западе тогда зарождался культ крылатых ракет "Томагавк", и огромный перехватчик с первым в мире радаром с фазированной антенной решеткой "Заслон" должен был эту угрозу нивелировать. МиГ-31 не отличался особой маневренностью, но за счёт скорости, дальнобойного оружия и мощной РЛС мог вести воздушный бой с любым типом летательных аппаратов. И это тоже принцип, по которому строятся многие иностранные самолёты сейчас. Но у них ни тогда, ни по нынешнюю пору нет ракет "воздух-воздух" типа Р-37, развивающих скорость близкую к гиперзвуковой и способных точно поражать маневренные объекты на расстоянии до трёхсот километров.
С этими ракетами связана и дополнительная специализация МиГ-31 — борьба с самолетами АВАКС и воздушными танкерами, без которых авиация НАТО теряет не менее 50% своей эффективности. Позже его стали использовать как "летающий штаб" из-за развитой многоканальной системы боевого управления, достаточно успешно примеряли как носителя противоспутникового оружия. А в 2017 году произошло событие, которое изменило не только изначальное предназначение машины, но даже её статус в воздушно-космических силах.
"Кинжал" не является вундерваффе и геймчейнджером, но он поменял многое в военных раскладах. И его не было бы в этом качестве без проверенного временем МиГа. Фото МО РФ"Кинжал" не является вундерваффе и геймчейнджером, но он поменял многое в военных раскладах. И его не было бы в этом качестве без проверенного временем МиГа. Фото МО РФ
Как вы уже догадались, речь об испытаниях и постановке на боевое дежурство гиперзвукового аэробаллистического комплекса "Кинжал", о котором ныне слышать приходится почти ежедневно. Будучи 43 лет от роду, МиГ-31 стал первым в мире авианосителем серийных гиперзвуковых ракет и даже, в какой-то мере, являлся их частью. Именно он, благодаря незаурядным скоростным данным, придает "Кинжалу" первоначальный импульс, после которого тот достигает скорости до 10 Мах. Так из грозного перехватчика, МиГ-31 стал самым грозным на сегодняшний день ракетоносцем. Но и в версии БМ он продолжает оставаться превосходным перехватчиком, выигравшим множество воздушных боев. В 2021 году МиГ-31 в версии МиГ-31И (бывший К), официально влился в состав Дальней авиации. Её юбилей мы сегодня и отмечаем. Со 110-летием "дальних" и всех причастных к этому благородному ратному труду и просто любителей авиации.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов.