Какие ракеты ЗРК могут поразить самолеты ДРЛО
Потихоньку наши ресурсы начинают признавать трагедию над Азовским морем. Очень сложно осознавать что такое могло случиться. Потому что ни кто не понимает как могло это произойти.
Я не знаю как могло это произойти, я только могу строить догадки. Но они будут построены на фактах, которые я раскопал.
По информации командования ВСУ им удалось сбить наш А-50У и повредить ИЛ-22. Все это самолеты относящиеся к средствам радиотехнической службы, напишу так. А-50У построен на базе ИЛ-76. Самолеты этой серии в эксплуатации давно в советской и российской армии.
И так что могло случиться? Версию "дружественного огня" я отрицаю. Потому что такие самолеты летают в тесной связки с нашей системой ПВО. Что бы сбить по ошибке экипажи должны отключить системы "свой-чужой". Из ПЗРК такие самолеты не сбить, очень там слабая боевая часть. Повредить двигатель можно.
Для уничтожения таких целей, противник готовит долгое время операцию. Для этого подключаются различные средства разведки. Без помощи со стороны партнеров из НАТО тут не обошлось. Долго следили всеми видами электронной и технической разведки. Изучали маршруты, места патрулирования, высоту палетов, график работы. Тут без систем АВАКС стран НАТО и спутников не обошлось.
Вопрос, чем могли обстрелять самолеты? Первое, что предполагают это ЗРК "Пэтриот" с их последними ракетами. Говорят есть модификации, которые ведут огонь на дистанцию до 160 км. Но такие ракеты очень дорогие и редкие. К тому же есть риск нарваться на ответный удар.
К тому же от передовой до берега Азовского моря примерно 120-130 км. Такой дорогой комплекс ни кто близко к фронту размещать не будет. Стрельба на приделе будет идти и нет 100% гарантии безопасности для комплекса. 20-30 км от линии фронта размещать радар "Пэтриот" очень опасно. Наши РЭР службы быстро установили бы факт размещения комплекса и ему могли нанести комплексное поражение.
Предполагают работу старого советского комплекса С-300. И тут не задача. У ВСУ на вооружении ранние разработки данного комплекса. Ракет способных поражать цели за 100 км, вряд ли у них есть. А вот если каким то образом Турция или еще какая то страна могла передать ракеты комплекса С-400, тут вариант возможен.
Судя по повреждениям хвостового оперения самолета ИЛ-22, он мог быть обстрелян относительно не крупной ракетой. "Пэтриот", С-300 и С-400 имеют тяжелые боевые части. К тому же у "Патриота" боевая часть кинетического типа. То есть уничтожение цели производится прямым попаданием в цель. В зависимости от модификации ракет они весят от 20 до 100 кг для "Пэтриот" и 130-150 кг для наших комплексов. ИЛ-22 вряд ли мог выжить после обстрела такой ракетой.
Скорее всего ВВС Украины смогли использовать американскую ракету AIM-120 в варианте С или D. У нее относительно небольшая боевая часть всего 18-23 кг, зависит от модификации. Вариант С может вести огонь до 120 км, D до 160 км. Система наведения на них комбинированная, инерциальная, по радиолучу, спутниковая навигация. На конечном этапе полета используется головка самонаведения.
ИЛ-76 такой ракетой сложно завалить. Так как он имеет 4 двигателя. Выход из строя 1 или 2 моторов не приведут к большой трагедии. Если попасть в кабину, или корпус, тогда поражение возможно 100%. Но на таком расстоянии прямое попадание это очень сложный процесс.
О связи экипажа по открытым каналам связи. Пишут, что ВСУ выложили запись разговора пилотов с наземными службами аэропорта в Анапе. Многие возмущаются как такое могло случиться, что службы РЭР противника могли записать разговор. Первое, экипаж вел беседу с наземными службами гражданского аэропорта. Второе, ЦИПСО могла просто представить любую запись борта с землей. Мало ли какой гражданский борт просил скорую помощь. Третье, это показывает, что атаке на наши самолеты готовились досконально. Работали системы перехвата каналов связи, возможно со спутников или самолетов типа АВАКС.
Ракета AIM-120, относится к классу "воздух-воздух". Правда есть варианты использования ее с наземных ЗРК. Но там дальность полета не более 40-50 км. Скорее всего два варианта. Либо на Украине уже есть западные истребители типа F-16. Возможно он вылетал из Польши и аэродром Украины использовал как дежурный. Либо это польский или словацкий МИГ-29. Была информация, что поляки модернизировали свои самолеты под использование этих ракет. Правда ранних модификаций.
Кстати в СМИ проходила информация, что польские ВВС поднимали свои самолеты в воздух, в момент ракетной атаки нашими ВКС объектов на Украине. Возможно под этот шумок на украинский аэродром мог перелететь какой то самолет. И ждать своего часа для применения.
Есть еще один вариант, о котором многие не догадываются. Он скорее всего более реален.
На Украине осталось много ракет тяжелого класса комплекса С-200. Ракета предназначалась для поражения тяжелых бомбардировщиков. Она весит 7,5 тонн, боевая часть 200-250 кг. Ее дальность поражения цели типа ИЛ-76 составляет в зависимости от модификации 200-240 км. Ракеты С-200ВЭ и С-200М (Вега-М) имели такие возможности по дистанции поражения самолетов ДРЛО.
Перед развалом СССР в ограниченную серию пошла вариация С-200Д (Дубна). У нее максимальная дальность полета составляла до 300 км. У всех ракет, боевая часть примерно весит 220 кг. Имеется 21 тысяча готовых поражающих элементов.
После развала СССР на Украине оставалось довольно много ракет этого комплекса. Кто помнит тот трагический случай, во времена правления Кучмы, когда ракета комплекса С-200 сбила над Черным морем российский самолет ТУ-154 с пассажирами летевшими из Израиля. Тогда ПВО ВСУ на полигоне Опук, недалеко от Феодосии проводили учебные стрельбы.
ВСУ сняла этот комплекс с вооружения официально. Однако ракеты этого комплекса украинские специалисты переделывают под носители типа "земля-земля". У двух стран НАТО Польша и Болгария на вооружении стоят такие комплексы до сих пор. Почему эти страны не могли их передать для нужд ВСУ?
Возможно бортовую электронику этих ракет могли модернизировать. Они могут использовать системы наведения аналогичные ракете AIM-120D. В базовой версии наведение происходит полуактивным способом. То есть ракета идет по отраженному лучу.
У ВСУ остались РЛС от этого комплекса. Их могли модернизировать. Есть пусковые установки. С этих ПУ они производят запуски переделанных С-200 в вариант ракет типа "земля-земля". Наведение мог совершать спутник США или какой то самолет типа АВАКС.
Ракета может лететь с разными скоростями 700 или 1200 метров в секунду. Зависит от варианта поражаемой цели и дальности полета. Дальности пуска ракет достаточно, что бы ПУ разместить от линии фронта 30-40 км. Радар подсветки, могли разместить ближе. А могли сделать вариант наведения по лучу радара самого А-50У. То есть применить против радиолокационную ракету типа "Шрайк".
Возможно применили ракету AGM Harm. У нее дальность пуска составляет до 150 км. Вполне могли использовать с воздушных носителей.
Как могла проходить операция, по перехвату наших самолетов РЭР службы? Возможно удар готовили заранее. Выше писал, что был тайно переброшен самолет на аэродром подскока. Это мог быть участок шоссе с хорошим покрытием. ПУ какого то ЗРК так же тайно переместили к линии фронта. Так же в нужном месте разместили радар наведения. Все это ждало своего часа Х.
Средства радиотехнической разведки стран НАТО, возможно и агентурные сведения были, сообщили о взлете самолетов. Установили вариант дежурства. И когда наши самолеты были доступны для гарантированного применения оружия, засада сработала. Был произведен пуск ракеты с ПУ ЗРК или самолета ракеты по А-50У. Расчет возможно засек момент пуска ракеты, но не смог уйти. Возможно в этот момент работали средства РЭБ противника.
Если пишут, что 2 раза перекрывали движение по Крымскому мосту, то наши средства ПВО восприняли запуск ракеты или ракет, как атаку на инфраструктурный объект. Опасность для самолетов не увидели.
После поражения самолета ДРЛО и ослепление нашей системы дальнего радиолокационного обнаружения, высоту мог набрать истребитель. Все это время он мог дежурить у земли и быть не видим для наземных радаров. Кроме того, могло работать РЭБ противника. Он набрал высоту, и пустил ракету по ИЛ-22. В этот момент самолет возможно уходил из зоны поражения и по этой причине ракета взрывом поразила хвостовое оперение.
Повторюсь, я не знаю как было. Все это мои догадки. Но они основаны на опыте использования средств ПВО советскими войсками в Сирии и во Вьетнаме. А так же известных приемах западных ВВС. Особенно тактике авиации Турции и Израиля.
P.S.Если будет установлен факт оказания помощи средств разведки и наведения самолетов ДРЛО США или Британии, то нужно сделать, так что бы они стали водоплавающими самолетами. В Красном море много плавает американских авианосных групп. Иран мог бы помочь своим братьям Хуситам через наши ЧВК. Рыпаться далеко они не будут. Ответка должна тут быть симметричной. Мое мнение.