Карательная украинская гастрономия

Карательная украинская гастрономия
Украина — страна парадокс. Она вроде бы существует на карте, точнее, её остатки, но как государство не состоялось. Аналогичное нужно сказать и о местном населении, уверовавшем в украинство — специфическое учение, пытающееся доказать, что «украинцы» — это представители особой национальности, у которой есть все обязательные уникальные атрибуты: государственная символика, одежда, язык и еда. Для этого адепты нэзалэжности притягивают за уши хазарский трезубец, османские шаровары, польскую мову и сельскую гастрономию — беспощадную и ультимативную. Вот о ней и пойдёт речь.

Неоднозначная хлебосольная житница

Чем беднее живут украинские граждане, тем активнее тамошняя пропаганда выпячивает какую-то «великолепную» местную хлебосольность, изобилие и изящество вкусов. За аналогией далеко ходить не нужно. В послевоенном СССР, когда жилось не особо сытно, сельскохозяйственные ярмарки проводились с огромным размахом. Причём, иногда они выезжали даже за пределы страны. Например, в 1952 году в Вене советские стенды изобиловали не только техникой, но и продуктами питания, винами и прочими показателями красивой и сытной жизни. А по факту в тот период последней сталинской пятилетки страну преследовала засуха, и тогдашнему зампреду Совмина А.И. Микояну немало досталось за массовый падёж скота и слабые урожаи, из-за чего тот период вошёл в советскую историю как «последний сталинский голод». Тем не менее, сейчас те времена воспринимается некоторыми исключительно сквозь призму кинофильма «Кубанские казаки» 1949 года, где герои пили пиво, обильно закусывали, ходили по заваленным продуктами базарам и вообще производили впечатление людей, чьи организмы безостановочно впитывали всевозможные витамины, минералы и калории.

И если взглянуть сейчас на самую нэзалэжную державу в мире, то обязательно нарвёшься на ассоциации с тем самым показным советским изобилием. Включаешь Укро-ТВ и видишь то самый большой в мире трезубец из бутербродов с салом, то баржу с арбузами, то самый большой в мире торт, то очередной фестиваль вареников. Но по факту оказывается, что на фоне обещаний накормить всю Европу Украина не может накормить сама себя. Ещё в 2021 году, за год до начала СВО, по данным Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, нехватку еды на Украине испытывали 9,8 миллиона человек, из них 1,1 миллиона страдали от острой нехватки, то есть, говоря простым языком, голодали. Но, как уже было сказано, это не мешает Украине сохраняться в умах некоторых граждан мировой житницей, чьи жители все сплошь гоголевские сельские персонажи — упитанные, лоснящиеся и круглобокие.

Если немного поразмыслить, отделив мух от котлет, то станет очевидно, что украинское продуктовое изобилие — строго выдуманная штука. Причём, выдумали её ни кто-нибудь, а большевики. Вспомните советские мультфильмы и кинофильмы на украинскую тему. Везде одни сплошные колбасы, хлеба, вареники, сало, горилка, сметана, молоко, паляницы и картошка в глиняных горшках. Не всегда на первом плане, но обязательно в фоновом режиме. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» великолепная сцена с поеданием вареников. В «За двумя зайцами» — бесконечные яблоки, огурцы, бублики и самогон рекой. В «Жил-был пёс» — хлебосольная свадьба и обжирающийся под столом волк. Какие-то концерты с народными песнями и гопаком постоянно сопровождались инвентарём, состоящим из вязанок перца и лука, с обязательными колосьями пшеницы, которые на гербе УССР выпирали особенно нагло.

Перечислять можно ещё долго. Однако главный парадокс в том, что сами евроукры никогда ни с каким кулинарным изобилием свою культуру не связывали. Напротив, хотя бы поверхностно знакомым с украинской как бы классической литературой известно, что сквозь всю прозу и поэзию того же XIX века красной нитью проходят всевозможные голодоморы. Днём с огнём вы не сыщите историю о том, как главному герою сытно жилось. Исключение — Гоголь, ну так его на Украине не зря и удалили из официального пантеона писателей, поскольку сильно уж его произведения не подпадают под фирменный заунывно-погибельный свидомый стиль.

И вот сейчас, когда на Украине стремительным домкратом отгромыхала остервенелая декоммунизация, тот самый советский культ украинской сытной жизни кураторы украинства убирать не пожелали. При этом они не просто продолжают развивать продуктово-шароварную моду, но и пытаются привязывать некоторые продукты питания и блюда к национальной идентичности.

Национальное сало

Один мой знакомый, путешествуя у подножия Эвереста, обратил внимание проводника на то, что в горных тибетских сёлах живут какие-то странные лысые собаки, на поверку оказавшиеся свиньями. Непонятно зачем их выращивали, ибо свиньи те состояли сплошь из шкуры и костей. Они носились по окрестностям, как горные бараны, и заправски прыгали по камням. И вот когда туристическая группа достигла какой-то особенной точки, знакомый решил отметить это дело коньяком, красной икрой и украинским салом. Местный провожатый никогда не ел ни икры, ни сала, но если насчёт икры он догадался, что она берётся из рыбы, то раскрыть секрет сала не мог категорически. Когда же ему сообщили, что это и откуда берётся, он сначала взирал с недоверием, а потом пришёл в ужас и попросил никому не рассказывать о съеденном им сале по причине религиозного запрета.

Но если перед тибетцем из горной деревеньки ещё можно козырнуть такой штукой, как свиное сало, то перед россиянами, европейцами, американцами или жителями Латинской Америки доказать, что это какой-то особенный, уникальный, привязанный к национальной идентичности продукт, не получится. В Южной Америке смальцем заправляют местные блюда, а также уважают Чичаррон — что-то похожее на чипсы, но не из картофеля, а из запечённой свиной шкуры, то есть, грубо говоря, высушенные шкварки. В Италии существует Лардо Ди Колоннато — сало из Северных Альп, маринуемое по уникальному рецепту. Во Франции, Испании, Греции, Португалии с салом тоже полный порядок, не говоря уже про Венгрию, Чехию и Польшу, где отощавшему за последние тридцать лет украинскому салу дадут мощную фору. Ну а в России, вы и сами знаете, что без сала никуда. Его всегда навалом на рынках и в магазинах, однако россияне почему-то делать культа из этого продукта не пожелали. Видимо, стесняются. В общем, отчего это евроукры считают именно Украину прародиной всего сала — категорически непонятно. Точнее, понятно — от невежества и отсутствия иных ценностей, но, согласитесь, использовать твёрдый свиной жир в качестве опоры национальной идентичности по меньшей мере глупо.

Исключительный борщ

Когда нет повода для гордости, когда нет истории, нет реальных достижений и уникальных национальных особенностей, тогда обращаются и к таким вещам как первые блюда. Например, к борщу. После того как в 2019 году МИД России выложил в Интернет сообщение о том, что борщ является самым известным блюдом русской кухни, евроукры возбудились, объявив на этот счёт священную войну, принявшись доказывать, что варить борщ — строго украинское занятие. В итоге сначала его внесли в Национальный перечень нематериального культурного наследия Украины, а потом ещё продавили чиновников из ЮНЕСКО, которые согласились с тем, что родина борща — Древняя Протоукрия.

Нужно понимать, что если кому-то смешна вся эта битва за борщ, то для Украины это принципиальный вопрос, который поднимают без каких-либо шуток, со всей серьёзностью на лицах, не обезображенных интеллектом. Национализация борща для них является ещё одним костылём, которым они подпирают ветхий сарай национальной идентичности.

В украинском понимании борщ — это некий единый золотой стандарт, утверждённый ещё в древние века и соблюдаемый в точности до сих пор. Однако это сродни тому, чтобы сказать, что пиво едино и неизменяемо. Борщей-то на самом деле насчитываются десятки разных видов, включая такие экзотические, как борщ с фасолью, с килькой в томате, с черносливом, на хлебном квасе, с грибами и даже с селёдкой. И названия у них тоже соответствующие: московский, ставропольский, кубанский, белорусский, литовский, цыганский и так далее.

У свидомых евроукров хроническая психологическая травма, которую они нанесли сами себе. Травма эта состоит в том, что, по их мнению, «москали» украли у них кучу всего, начиная от знаменитых учёных и заканчивая произведениями искусства и просто историческими ценностями. Даже название «Русь», по мнению некоторых представителей шароварного панства, коварные москали спёрли у протоукров, ибо настоящее название Украины должно звучать не иначе как «Украина-Русь». В общем, клиника, конечно, но познавательная. Живёшь себе живёшь и ведать не ведаешь, что обыкновенный борщ теперь стал не просто борщом, а надеждой всей Украины на светлое будущее.

Наследственные голубцы

А вот это было по-настоящему внезапно. Украинский Минкульт дотянулся своими лапищами и до голубцов, добавив их в список того самого нематериального украинского культурного наследия. Чтобы вы лучше понимали, что это за наследие такое, то вот вам несколько пунктов оттуда.

Например, украинские чиновники добавили в тот список обычай в одном из сёл Ивано-Франковской области поздравлять всех людей по имени Василий. Как вам такая мощная инвестиция в мировую культуру? Там же есть овцеводство в Бессарабии, украшение могильных крестов в Ровенской области и плетенье рогозы в сёлах под Винницей.

Если бы Минкульт РФ вдруг вздумал заняться подобной ерундой, то можете не сомневаться, что в первый же день такой список нематериального русского наследия пополнился бы тысячами пунктов. Спустили бы разнарядку главам областей, её переправили бы ниже и ниже, пока не дошли б до деревень, где и обитают носители народной культуры — тот самый автохтонный народ. Вот оттуда бы и понеслись уникальные примеры нематериального наследия. Например, в селе Отхожее, что в Тамбовской области, местные жители придумали особую присказку, когда срезают грибы в лесу, а в хуторе Коржевском, Краснодарского края, местный шарамыжник дядя Федя изобрёл особый танец, которым благодарит всех, кто подкинет ему на опохмелку. Однако возвращаемся к голубцам.

Как и борща, голубцов множество видов. И, конечно, стоит лишь слегка углубиться в эту тему, как тут же станет известно, что голубцы были «ославянены» ещё в XIV веке. Их заимствовали у тюркских народов, у которых они называются «долмой». Только по причине дефицита винограда на Руси виноградные листья заменили капустными.

Но если следовать современной украинской парадигме о том, что все цивилизации мира пошли с Украины, то тогда и впрямь можно уверовать в то, что древние протоукры не только борщ с голубцами изобрели, но и суши, пиццу, рахат-лукум, паэлью, кебаб и даже знаменитый кивиак, приготавливаемый из туши тюленя, фаршированной не потрошёнными свежими птичками, которую зашивают и закапывают как могут в мёрзлую землю Гренландии на пару месяцев, чтобы дошло.

Глупо спорить об отсутствии на Украине тюленей с теми, кто считают её родиной слонов. Если есть слоны, то были и тюлени. В конце концов, каких-то сорок тысяч лет назад на территории современной Воронежской области тоже бегали пещерные львы и шерстистые носороги.

Общая беда Америки и Украины

Знаете, в чём общая беда Америки и Украины? В том, что с национальной кухней у них полный швах. Куда ни ткни, везде оказывается, что якобы исконно украинское блюдо на самом деле имеет мало общего с нэнькой и берёт своё начало совсем в других краях.

Что там ещё, кроме сала, борща и голубцов? Галушки, вареники, кисель, пампушки, драники и вергуны? Всё это имеет свои аналоги в других странах, причём аналоги если не из античности, то из средневековья точно, когда о таких ребятах, как евроукры, ещё никто и слыхом не слыхивал.

Великолепные котлеты по-киевски изначально назывались новомихайловскими и приготовили впервые оные в Санкт-Петербурге в начале XX века, а сами по себе они являются вариантом пожарских котлет из Торжка, о которых писал ещё Пушкин в 1826 году. Ну а знаменитый Киевский торт — вообще ганебная и зрадная штука, ибо изобрели его советские кондитеры в 1956 году, руководствуясь сталинскими заветами о скорейшем приближении коммунизма за счёт насыщения пролетариата вкусными кондитерскими изделиями.

У американцев ситуация похожая. К примеру, знаменитые тамошние гамбургеры и хот-доги родом из Германии. Не менее знаменитая индейка ко дню Благодарения — из Франции. Пицца — из Италии. За маринованные яйца в американских барах нужно сказать спасибо китайцам. Тако и бурито прибыли из Мексики. Рисовая каша джамбалайя — фирменное блюдо американских рабов — прибыло из Конго. А жареный бекон к яичнице — это вообще посягательство на украинский суверенитет. В итоге у американцев из относительно классической кулинарии остаётся один только сомнительный Биг-Мак.

Евроукры страдают похожим образом: борщ — интернациональное восточнославянское блюдо, сало едят почти во всех странах, где религия не запрещает, голубцы — ребята, известные в Средней Азии с древних времён. Вареники — исконное блюдо марийцев (к слову, тех самых финно-угров), которые называются у них подкоголями. А насчёт галушек с евроукрами крепко бы поспорили некоторые европейцы, знающие оных как клёцки или кнедлики.

Однако если вы дошли до этой части текста, то ответьте себе честно: не забавен ли сам тот факт, что в какой-то отдельно взятой стране пытаются законодательно запатентовать какие-то кулинарные изделия, чуть ли не с угрозами судиться за нарушение авторских прав? Особенно интересно было бы узнать, что думают на эту тему сами граждане Украины, желательно из числа поклонников майданных ценностей и ненавистников москалей. Вы же понимаете, что это делается для того, чтобы хоть чем-то подпереть разваливающуюся на куски сказку об уникальной украинской национальности? Ибо если для этого нужно призывать на помощь голубцы, то дела у авторов подобных потуг и впрямь весьма печальны.

Сергей Донецкий