Катар подтвердил. Санкции против России провалились

Катар подтвердил. Санкции против России провалились

Отличная, и своего рода, показательная новость — «Газпром нефть» начала поставлять масла для сервисной техники Qatar Airways, одной из крупнейших авиакомпаний мира, т.е. к качеству довольно придирчивой. Наглядная иллюстрация как «эффективности» западных санкций в деле «удушения» российской нефтяной (и особенно нефтеперерабатывающей) отрасли, так и результата многолетней модернизации нефтепереработки в России.

При этом довольно показательно, что внутренний рынок моторных масел в России до 2022 года сильно зависел от импорта. Основную часть «премиальных» сортов поставляли иностранные компании (Exxon, Shell и другие). Результат их ухода не заставил себя долго ждать. Вопреки самым мрачным сценариям, никакого дефицита моторных масел не случилось, хотя импорт просел на треть.

Да, был паникерский ажиотаж в моменте, однако, как по многим другим вопросам, «внезапно» выяснилось, что отечественные ВИНКи всё это время имели в своих линейках отличные моторные масла, которые ранее шли на экспорт (такой вот парадокс). Кроме того, бывало и так, что продукт производился в России, отправлялся на экспорт, там «оборачивался» в известный бренд и возвращался к нам как импорт уже под другим именем.

Отметим и состояние нефтепереработки в целом. Напомню, что с 5 февраля 2023 года вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России, а также двойной «потолок» — $100 за баррель для светлых нефтепродуктов (бензин, ДТ, керосин) и $45 за баррель для темных (мазут, гудрон, битум). Данное ограничение, действительно, изначально вызывало некоторые опасения. Нефтепродукты — не сырая нефть, и перенаправить на новые рынки их было сложней.

Потенциальные покупатели того же Азиатско-Тихоокеанского региона обладают своей переработкой. В ЕС в своё время мы поставляли 60% от общего объема экспорта. Однако в итоге Россия отлично нашла новые, довольно экзотические ранее рынки сбыта. К примеру, по дизтопливу мы потеснили продукцию американских НПЗ в Бразилии.

Ключевым же покупателем, стала Турция. Да, то, что она занимается, частичным реэкспортом в Европу — секрет Полишинеля. Однако России важно было сохранить объём переработки, и мы его сохранили.