Казахстан – Центральная Азия – Афганистан: на пути к многостороннему партнёрству?
«В провинции Герат (Тургунди в сопредельном с Ираном и Туркменистаном северо-западном регионе Афганистана. – Прим. ред.) на инвестиции Афганистана, Казахстана и Туркмении будет построен логистический хаб на пересечении торговых маршрутов коридора Север – Южная Азия», – рассказал в конце мая и.о. министра промышленности и торговли Афганистана Нурддин Азизи, пояснив, что через этот коридор на западе Афганистана «Россия и Казахстан могут доставлять нефть в Пакистан и другие южноазиатские страны». По его оценке, первоначальный годовой трафик углеводородов через железнодорожный узел в Герате «может составить 1 млн тонн». Кроме того, заявлено, что Афганистан «надеется вскоре подписать транзитное соглашение с Россией, Пакистаном и Туркменистаном».
Также афганский Герат связан новой железной дорогой до восточноиранского приграничного города Хаф, и с использованием этого маршрута российские нефть и другие товары могут доходить до портов Ирана в Персидском заливе или по более короткому маршруту – до иранского порта Чахбахар на побережье Индийского океана (вблизи границы с Пакистаном), перегружаясь далее на морской транспорт.
«Создание хаба позволит развивать мультимодальные услуги за счет консолидации грузовых перевозок в сухом порту, где они будут сортироваться и отправляться по железным дорогам коридора Север-Юг в морские порты Персидского залива, Пакистана и Индийского океана в направлении Индии», – говорится в заявлении Министерства торговли РК.
Ашхабад надеется использовать хаб в Тургунди для экспорта нефти и газа, а также поставок товаров, мрамора, известняка и других минералов из Афганистана. Пока официальные данные по конкретике такого проекта отсутствуют. Вместе с тем, резонно предположить, что он может быть инициирован не только Кабулом и Исламабадом (ввиду востребованности стабильных транзитных доходов), но и российским нефтяным бизнесом, заинтересованным в дальнейшем увеличении экспорта нефти в дружественные страны Азии, прежде всего – в страны Южной Азии.
Ранее, в октябре 2023 г., при содействии посольства Казахстана в Афганистане между Управлением железных дорог ИРА и казахстанской компанией «Integra Construction» в Кабуле был подписан контракт на возобновление работ по строительству железнодорожной ветки на участке от станции Розанак до станции Рабаттарьян протяжённостью 43 километра. Предполагается, что дорога заработает в мае 2025 г. Тем самым правительство РК реализует поручения президента Касым-Жомарта Токаева по расширению экономического и гуманитарного сотрудничества с Афганистаном и поддержке отечественного бизнеса за рубежом. Участок является важной частью железнодорожной магистрали Хаф (Иран) – Герат (Афганистан), призванной связать две соседние страны с перспективой выхода Афганистана на иранский порт Чахбахар и далее – на Индию.
Реализация проекта и последующее строительство «сухого порта» в Герате имеют также важное значение для расширения торговых связей Афганистана с государствами Центральной Азии, Казахстаном и Китаем, а также использования транзитного потенциала Афганистана и Ирана. Афганистан представляет большой интерес как транзитная территория, рассказывает эксперт в сфере международных отношений, преподаватель КазУМОиМЯ имени Абылай хана Мурад Шамилов. Страна является транспортным коридором Центральной Азии, связывающим мостом между странами Центральной Азии, Индией и странами Персидского залива, открывая Казахстану возможность выхода к морским портам Карачи и Гвадар, далее в Индию, страны Ближнего Востока и Африки: «Это новые и очень привлекательные для казахстанских экспортеров рынки для торговли».
Напомним, ещё в начале 1970-х гг. с участием КНР был разработан проект железной дороги Герат – Фарах – Кандагар – Кветта (юго-западное приграничье Пакистана с Афганистаном) протяжённостью почти в 700 км. Причем через Кветту проходит пакистано-иранская железная дорога, состыкованная, в том числе, с крупнейшим пакистанским транзитным портом Гвадар. Не позволили реализовать проект Герат – Кветта известные события в Афганистане после свержения (в 1973 г.) афганской монархии. По имеющейся информации, с середины 2023 г. ведутся афгано-пакистанские переговоры о его реализации к началу 2030-х годов. Это будет кратчайший сухопутный маршрут из РФ, Казахстана, Центральную Азию в южноазиатские страны, как и в обратном направлении. Способствует реализации означенных проектов и то, что Афганистан по-прежнему участвует в Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии, учрежденной в 1985 г. Но очевидно, что все они реализуемы, прежде всего, при стабильной внутриполитической ситуации в Афганистане.
В августе 2023 г. в Астане прошёл афгано-казахстанский торговый форум, а в Кабуле открылся торговый дом Казахстана. Только за пять месяцев 2023 года стороны наторговали на 316,6 миллионов долларов, из которых 310 миллионов приходится на казахстанский экспорт (в основном мука и зерно). По официальным данным, товарооборот между Казахстаном и Афганистаном за 2022 год составил 987,9 миллиона долларов, что в 2 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года, когда он составил 474,3 миллиона долларов.
Возможных рисков в сфере безопасности от сотрудничества с Афганистаном казахстанские политологи и общественники не опасаются. Напротив, укрепившиеся связи с Афганистаном позволит решать вопросы с безопасностью, уверен вице-президент РОО Ассоциация курдов «Барбанг» Казахстана» Аладин Мустафаев. По его мнению, внутренние дела Афганистана никак не касаются нашей страны и не несут для Казахстана никаких рисков. Несмотря на то, что Афганистан является страной с высокими внутриполитическими рисками, для Казахстана он приходится одним из важнейших торговых партнеров, говорит М. Шамилов.
В этой связи симптоматично исключение в январе 2024 г. «Талибана» из казахстанского реестра террористических организаций. «Казахстан оказывает помощь Афганистану, в том числе по каналам ООН и других международных организаций. В рамках усилий по развитию экономического сотрудничества с этой страной, Казахстан исключил движение “Талибан” из списка террористических организаций. Мы считаем, что этот шаг, наряду с нашими усилиями по созданию в Алматы Регионального центра ООН по ЦУР для Центральной Азии и Афганистана, будет способствовать дальнейшей интеграции этой страны в мировое сообщество», – заявил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Дохе, выступая перед членами консультативного совета Катара. В конце мая с.г. аналогичное решение было совместно рекомендовано МИДом и Министерством юстиции России.
Представители Кабула прибудут на предстоящий 13-14 июня в столице Казахстана международный форум Астана, рассказал ранее заместитель министра иностранных дел Роман Василенко: «Исполняющий обязанности министра торговли в правительстве Афганистана действительно приглашен на Международный форум Астана. Данный господин не находится под санкциями Совета безопасности ООН, как и не находится под санкциями Совета безопасности ООН и всё движение Талибан. Этот же господин прибывал в Казахстан во главе торговой миссии из 200 представителей действующего правительства Афганистана и бизнесменов современного Афганистана для участия в бизнес-форуме, который прошел в Астане в августе прошлого года. То есть эти люди уже здесь были».
По словам дипломата, международное сообщество пытается найти механизм взаимодействия с этим де-факто правительством Афганистана, где проживают 40 миллионов человек: «Разные механизмы предлагаются – это правительство не признано международным сообществом на данный момент, не признано ООН, не признано Советом безопасности ООН, потому что еще нет определенности, потому как с ними взаимодействуют. Однако эта страна является нашим региональным соседом, поэтому с этой страной многие страны регионов, в том числе Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, не только Казахстан, а также Китай, Россия, Пакистан и другие государства выстраивают отношения».
Алексей Балиев