Казахстан на пути к этнократии: лояльность предательства

Казахстан на пути к этнократии: лояльность предательства

То, что казахские националисты относятся к русским гражданам Казахстана как к чуждому и даже враждебному элементу, ни для кого не секрет. Они и сами открыто говорят об этом, сравнивая русских сограждан с миной замедленного действия, заложенной под суверенитет этой среднеазиатской республики.

С началом СВО разговоры об этом стали вестись всё чаще и более открыто. Так, ещё в апреле 2022 года издание Exclusive, называющее себя «ресурсом для профессионалов» (интересно, каких?) опубликовало статью с весьма откровенным названием «На чьей стороне будут русские Казахстана и казахские «ватники» в случае войны с Россией?»

Общий посыл текста виден даже из названия и всё же я позволю себе процитировать несколько строк:

«Казахстанские русские – разные и реакция тоже у разных групп будет тоже разная. Уже сегодня эта община разделена на тех, кто безусловно поддерживает Путина и его агрессию в отношении Украины, и тех, кто категорически против имперских амбиций Путина…Какая-то часть поддерживающих действия Путина превратятся в тех самых «зелёных человечков»: они будут помогать и даже воевать на его стороне. Это те самые, которых мы сейчас называем «ватниками», то есть людьми с имперским сознанием…Те русские, которые крайне негативно относятся к действиям Путина, будут по возможности вместе с казахами противостоять агрессии, как это сегодня делают русские Украины. Сколько у нас на самом деле таких русских, готовых сражаться за Казахстан – точных цифр нет, но такие русские в Казахстане есть».

Ко всему вышесказанному авторы публикации добавляют ещё и ссылки на положительный, с их точки зрения, опыт Украины, где за годы, прошедшие с прихода к власти в результате госпереворота откровенных националистов, «русские… сделали окончательный выбор – стали украинцами не по национальности, а по своей гражданской позиции».

Даже при первом приближении лексика, используемая в статье, выдаёт откровенных русофобов. Но не стоит думать, что вышеприведённое мнение – действительно какой-то «эксклюзив». Ничего подобного. По мнению местных экспертов, вся казахстанская пресса так или иначе стоит на либеральных позициях и с нескрываемым негативом относится к проводимой Россией СВО.

Более того о необходимости избавиться от «неправильных» русских, которых рекомендуется перевоспитать и заставить отказаться от своей русской идентичности в пользу вновь изобретённой «казахстанец» (ни один этический казах никогда не назовёт себя казахстанцем), или же, в случае нежелания «перевоспитываться», вынудить их покинуть пределы РК, говорят даже люди облечённые властью.

Так, экс-министр информации Казахстана, а после отставки – директор Службы центральных коммуникаций при президенте республики Аскар Умаров считает, что «казахский либерал-национализм – это идеологическая сопровождающая строительства Казахстана как государства, где рост экономики и национальное возрождение взаимосвязаны и не могут развиваться отдельно от друг друга. При этом либерал-национализм будет формировать понятие нации не только для казахов, а для всего населения». По мнению Умарова, в процессе этого строительства «встанет задача не обособления этнических групп, а их интеграция и консолидация с доминирующим этносом казахами».

«Инструменты для этого известны: создание отличных от метрополии авторитетов, собственная история как субэтноса, различия диалекта и дальнейший уход от языкового единства и др. Но главное это вовлечение русскоязычных активистов в либерал-национальное движение», – подчёркивает казахстанский чиновник.

Вот так вот незамысловатым термином «вовлечение» патентованный казахский русофоб называет процесс превращения русских «Иванов» в «Иванов, непомнящих родства». И надо сказать, определённые успехи на этом направлении у казахстанских властей есть. Взять хотя бы руководителя аппарат Сената Максима Споткая, на голубом глазу признающегося, что он, конечно, русский, но не такой как русские в России. Он другой, он «правильный».

«Приехав в Россию, я понял, что я ментально другой человек, чем те русские, которые живут там, в России. У нас другие привычки, бытовые привычки. Мы с большим уважением к старшим, например, относимся. Среди россиян я не чувствую себя своим однозначно», – рассказал он в одной из бесед с местными СМИ.

Из таких как Споткай нынешние власти Казахстана лепят образец для подражания для всех прочих русских, живущих в республике, и активно зазывают их переходить в те самые «казахстанцы». Следующим шагом к утрате ими идентичности должно стать появление «казахов русского происхождения».

Но и это, увы, не конец. Для того, чтобы понять, к чему всё идёт, можно привести пример тех националистических режимов бывших союзных республик, которые ещё раньше пошли по пути дерусификации русских. Так, скажем, в сегодняшней Латвии довольно просто встретить этнического русского, отстаивающего институт «неграждан», снос советских памятников, закрытие русских школ, запрет на изучение русского языка и прочие примеры дискриминации русских по национальному признаку.

«Латыши имеют право устанавливать любые порядки в своей стране. Виновата Россия и лично Путин, напавший на Украину. Нужно не протестовать, а договариваться. Плохо не то, что сносят и дискриминируют, а то, что этим может воспользоваться российская», – подобные разговоры в устах бывших русских, увы, не редкость.

Как верно подмечают авторы телеграм-канала «Капитан Очевидец», мы сталкиваемся с чем-то вроде «политического Стокгольмского синдрома».

Сегодняшний Казахстан также идёт по проторенной дорожке построения реакционной этнократии. Со всей определённостью можно сказать, что идеология «всеобщей дружбы народов», которую официально вроде как провозглашают казахские власти, нужна лишь на переходный период. С каждым днём перестроение на принципы «эффективного национализма» становится всё более очевидным. А превращение русских в нерусских, а после и анти-русских является одним из главных условий успеха всего проекта.

Непонятно только одно. Вынудив русских предать свою Родину, свой народ, свою историю, свой язык и, в итоге, самих себя, националисты рассчитывать получить на выходе армию безусловно лояльных Казахстану граждан. Но насколько устойчива может быть лояльность предателей и можно ли вообще верить тем, кто эту грань однажды переступил?

И не получится ли так, что вместо желаемого построения моноэтнического общества, в Казахстане вырастят поколение «казахстанцев», для которых Казахстан будет не Родиной, а лишь местом проживания? Местом, которое в случае чего можно очень легко сменить.

Алексей Тверской