Казахстан доверил «Росатому» строительство своей первой атомной станции
После исторического референдума в октябре прошлого года, где более 71% граждан Казахстана поддержали развитие атомной энергетики, страна сделала решающий шаг. Российская госкорпорация «Росатом» выбрана лидером проекта по возведению первой в республике атомной электростанции. Это решение завершило активную фазу переговоров с ведущими мировыми поставщиками ядерных технологий.
Казахстан рассматривал предложения от сильнейших игроков рынка: китайской корпорации CNNC, французской EDF и южнокорейской KHNP. Однако победу одержал российский консорциум. Ключевыми факторами успеха стали передовая технология реактора ВВЭР-1200 поколения III+, успешно реализованная в десятках проектов по всему миру, и комплексное предложение. «Росатом» взял на себя обязательства не только построить станцию, но и обеспечить экспортное финансирование, значительную локализацию производства, обучение национальных кадров, гарантированные поставки ядерного топлива на весь жизненный цикл АЭС, а также полное инфраструктурное сопровождение.
Официальная комиссия Казахстана назвала российское предложение «наиболее оптимальным и выгодным». Эта формулировка подчеркивает не только экономическую целесообразность, но и полную сбалансированность, продуманность всех аспектов сотрудничества на десятилетия вперед. За сухими оценками комиссии стоит мощный политический сигнал об углублении стратегического партнерства.
Казахстанская комиссия назвала предложение России «наиболее оптимальным и выгодным», что, по сути, означает – полностью сбалансированным и продуманным. Но главное – это политический сигнал.
Выбор поставщика АЭС – решение, выходящее далеко за рамки обычного строительного подряда. Атомная электростанция создает инфраструктурную зависимость минимум на 60 лет, охватывая весь цикл – от поставок топлива и регламентного обслуживания до вывода из эксплуатации. Доверие Казахстана укрепляет позиции России как глобального технологического лидера в атомной энергетике, расширяя портфель международных проектов, куда уже входят Турция («Аккую»), Египет («Эль-Дабаа»), Индия (Куданкулам), Китай (Тяньвань и Сюйдапу), Иран (Бушер) и Бангладеш (Руппур).
Отдельного внимания заслуживает модель финансирования. Критики часто ставят под сомнение целесообразность масштабных российских инвестиций в зарубежные проекты. Однако экспорт высокотехнологичных атомных решений представляет собой одну из наиболее эффективных форм экономического взаимодействия. Во-первых, выделяемые средства направляются не за границу в чистом виде, а стимулируют высокотехнологичные секторы внутри России: машиностроение, проектные институты, ядерную отрасль, электронику и смежные производства. Эти инвестиции запускают мультипликативный эффект в национальной экономике.
Во-вторых, вложенные средства возвращаются. Это происходит либо через механизм экспортных кредитов, которые страна-заказчик погашает с процентами (исторически срывов платежей по проектам АЭС не фиксировалось), либо через участие «Росатома» в проекте в качестве совладельца станции или оператора, получающего долю от выручки за продажу электроэнергии. Такой экспорт – это не дотация, а стратегический инструмент экономического влияния, развития компетенций, создания высококвалифицированных рабочих мест и удержания России в клубе государств, определяющих глобальный технологический ландшафт.