Казань артачится зря, «парад суверенитетов» закончен, удельных княжеств в России не будет
Как и ожидалось, первое чтение в Госдуме закона о региональной власти ещё раз показало, что для Казани статус главы Татарстана на сегодня самый главный и животрепещущий вопрос. По мнению этнократии республики, если Татарстаном будет руководить не «Президент», а «Глава» — будущее его бесперспективно.
О том, что представители Татарстана в Госдуме дадут бой федеральному закону о региональной власти, стало понятно ещё в конце октября, когда Госсовет РТ единогласно дал ему решительную отповедь.
Во время голосования по первому чтению закона о региональной власти неповиновение партийной дисциплине проявили 6 депутатов «Единой России» от Республики Татарстан, которых не остановила от этого шага даже перспектива бывшего однопартийца Евгения Марченко, исключённого из фракции за отказ голосовать за проект бюджета.
В чём же смысл такой непримиримой позиции политической элиты Татарстана? По её мнению все последние 20 лет республика, как и другие субъекты федерации, шаг за шагом теряла субъектность, выразившееся в:
- приведение в соответствие республиканского законодательства федеральному
- непродление договора о разграничении предметов ведения
- отмена обязательного преподавания татарского языка в школах
- введение в новую редакцию Конституции РФ понятия «государствообразующий народ» (т.е. русский народ)
- постоянное перераспределение доходов в пользу федерального центра
То есть потеря особого положения Татарстана, дарованное республике при «параде суверенитетов» в эпоху Б. Ельцина воспринимается ими как вечный «графский титул», а его потеря как ущемление федеральным центром суверенных прав региона.
Не смотря на то, что ещё в 2016 году президент России объяснял субъектам федерации:
«Что если какой-то из регионов получает сверхдоходы, исходя из наличия в этом регионе природных ресурсов, то мы все должны помнить, что это общенациональные природные ресурсы».
При этом в Казани стараются не замечать, что без поддержки федерального центра в республике вряд ли состоялись бы такие грандиозные проекты, как тысячелетие Казани, летняя Универсиада в 2013г., чемпионат мира по футболу в 2018г., WorldSkills в 2019 г.
«Выравнивание» регионов для элиты Татарстана в реальности означает только одно — снижение потенциала территории, с которого кормится, прежде всего, она, широким массам республики это ничем не угрожает.
Сегодняшний глава Татарстана Р. Минниханов ещё в 2012 году согласился с тем, что «Стране нужен царь». Вместе с тем и в своей вотчине он хочет быть единственным хозяином:
«Я вообще в республике даже не представляю, что вот это — федеральные полномочия, а это — республиканские. Все полномочия наши. Я, как президент республики, отвечаю здесь за все, кто бы что ни делал».
Именно поэтому Р. Минниханов до сих пор никак публично не обозначил свою позицию относительно статуса главы Татарстана. А ведь он единственный, кто до сих пор имеет президентский статус, будучи главой региона — то есть страна одна, а «царей» — двое.
Такая позиция руководителя региона создаёт в республике рукотворный политический диссонанс, в котором Татарстан перед остальной российской публикой и главой государства предстаёт как противник федерального центра.
Вот только зачем это делается — абсолютно непонятною. В Госдуме РФ в любом случае есть парламентское большинство, которое обеспечит прохождение и принятие законопроекта во 2-м и 3—м чтении — уже сейчас его поддерживают 317 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.
Противостояние с федеральным центром закончится в итоге ничем, а вот неприятный осадок от него останется, возможно, надолго. Статус главы Республики Татарстан всё равно придётся приводить в соответствие с федеральным законодательством до 1 января 2023г.
Конечно, не согласные с этим могут продолжать называть первое лицо Татарстана президентом при любом законодательстве до тех пор, пока сами считают это нужным, способствуя тем самым продвижению в республике глобального проекта Эрдогана по пробуждению чувства культурной идентичности и тюркской общности.
Только реальной пользы от такого подхода никакой. Будет также как, например, в Украине, где отвечая на вопрос «Чий Крим?» ответ заранее предсказуемый — только что это меняет в статусе полуострова.
Вся история Государства Российского утверждает обратное: «Чем меньше удельных князьков и княжеств, тем больше и сильнее само государство!».
Одно государство, а не много — вот что нужно сегодня. Было бы неплохо, чтобы в национальных автономиях нашей Великой России началось движение за единство государства, в результате и национальных противоречий в нём было бы на порядок меньше.
Хочется верить, что принятие этого законопроекта и реализация его положений в жизнь окончательно завершит этот нездоровый и разрушительный для России процесс — «парад суверенитетов».