Киевские хроники. «Миротворцы» в рясах
Так уж повелось на Руси, что во времена тяжких испытаний православная вера была тем духовным стержнем, который объединял народ и помогал ему выстоять. Именно поэтому с ней всегда мечтали расправиться враги русского мира, понимая – чтобы сломить людей, достаточно уничтожить их веру.
В эти дни два кровно связанных народа – украинцы и россияне проходят экзамен – трудный, кровавый, но спасительный для обоих. И вновь под прицелом тех, кто сталкивает наши народы лбами, оказалась православная вера.
24 марта 2022 года в день начала спецоперации ВС России по денацификации и демилитаризации Украины Блаженнейший митрополит Киевский и Всея Украины Онуфрий выступил с обращением к Владимиру Путину, призвав российского президента«немедленно прекратить братоубийственную войну», верующих – молиться за украинское войско.
После архипастырского воззвания предстоятеля УПЦ ряд епархий принял решение не поминать во время богослужений Патриарха Кирилла, комментируя это как необходимую меру для сохранения спокойствия и единства верующих в условиях «военного вторжения Российской Федерации в Украину». Однако, некоторые епархии не ограничились непоминовением, и пошли дальше. Очевидно затем, чтобы подтвердить свою лояльность к власти и отвести от себя удар. В Черкасской области 10 клириков Смилянского благочиния потребовали разорвать отношения с РПЦ и начать открытый диалог с ПЦУ.
Эстафету от Черкасс приняло духовенство Винницкой епархии, осудив «агрессию» России против Украины. Новость моментально взорвала соцсети, расколов паству на два лагеря – тех, кто остался приверженцем канонической церкви и тех, кто поддержал раскол.
Не удержались от комментариев острословы: «В связи с агрессией евреев по отношению к Палестине благословляю прекратить в богослужении поминать имя Христа».
Первыми позицию Блаженнейшего поддержали 15 епархий – преимущественно Западная Украина. Чуть позже подтянулись остальные. Как сообщил близкий к епархиям источник, «во избежание обострения и нападения на храмы экстремистов».
Однако, это не помогло получить индульгенцию отмежевавшимся от РПЦ и Святейшего Патриарха. Буквально через несколько дней в Городке Львовской области запретили деятельность УПЦ. Не смотря на молитвы митрополита Львовского за победу украинских воинов и лояльные политические заявления. А в ряде других городов и епархий произошли нападения на храмы и монастыри. Одним из первых попал под удар храм в Коломые, где нападавшие искали оружие, вражескую символику, и все, что могло бы свидетельствовать о сотрудничестве с «агрессором». Оружия, естественно не нашли по причине отсутствия оного, зато нашли и реквизировали хлебопечки, муку и консервы, которые по словам современных швондеров из территориальной обороны предназначалось для помощи «российским оккупантам». Один из нападавших разместил в интернете видео с призывом «громить кацапов» и «московских попов».Сегодня во многих храмах и монастырях УПЦ проходят обыски с целью найти «российский след», а значит иметь законное основание для мародерства и репрессий.
Очевидно опасаясь разгула экстремизма и усиления давления на УПЦ, Блаженнейший митрополит Онуфрий призвал провести 4 марта молебны об установлении мира во всех церквях Украины. В начале своего обращения к пастве он традиционно попросил верующих любить и уважать друг друга, но риторику не сменил: «Российские войска воюют против Украины. Гибнут мирные жители, гибнут дети». И обратился к президенту России, призвав решать все проблемы мирным путем: «Владимир Владимирович, сделайте все, чтобы прекратилась война на Украинской земле! Вы можете это сделать».
Однако, в речи архипастыря почему-то не прозвучало ни единого слова в адрес Владимира Зеленского с просьбой помочь мирному процессу и активизировать переговоры со стороны Украины.
Не исключено, что с Блаженнейшим провели беседу соответствующие органы, озвучив ему нарративы.
Видимо, зная об этом, и не желая искушать судьбу, архиепископ Обуховский наместник Троицкого Ионинского монастыря Иона Черепанов опубликовал на своей страничке в Фейсбук обращение к своим подписчикам из России. «Да у нас война. Россия напала на Украину. Гибнет мирное население, горят наши храмы. Мы никаких «освободителей» не ждали и не звали. Народ единодушен и сплочен в отношении этой страшной агрессии».
Однако, по поводу единодушия, Владыка лукавил. Раскольническая позиция высших лиц духовенства УПЦ и клириков канонической православной церкви встретила неоднозначную реакцию в рядах паствы, дав понять, что пресловутого единства, о котором в эти дни повторяет мантру украинская власть, нет и быть не может. Более того, своим шагом по отречению от Патриарха Кирилла церковь, которая должна призывать к умягчению сердец и прекращению распрей, вбила еще один клин в и без того далеко не монолитное украинское общество. В подтверждение тому – возмущенные комментарии верующих в соцсетях.
«Отче, я уважаю сан, но священнику не к лицу такие высказывания и подобные речи. Если вы пастырь, а значит пример для подражания, то люди, читая вас, будут нести хулу и гневить Бога! Когда любовь покидает землю, Господь посылает войну – по грехам, отступлениям и беззакониям нашим» – такой была реакция мирян на посты в Фейсбук «поющего батюшки» протоиерея Александра Клименко, который поддержал тех, кто обратился к митрополиту Онуфрию с просьбой начать процедуру автокефалии и начал публиковать ксенофобские посты в сетях:
«Россияне и белорусы! Валите из Украины. Тогда все будет хорошо. А ваши лицемерные бесхребетные молитвы за мир – тупо слюна вместо клея. Потому что там ни слова о том, что ваши сыновья поливают огнем нашу землю. Ни слова о том, что вы против агрессии России. Ни Богу свечка, ни лешему кочерга!»
Воинственная риторика «миротворца» в рясе активизировала бесов, которые повыползали в соцсетях и перешли к угрозам: «Почаев до сих пор под РПЦ! Сжечь!!!». Пожалуй, еще чуть-чуть и передовые отряды бойцов информационного фронта в войне с Россией пополнят клирики УПЦ.
В этой связи мне вспоминается рассказ знакомого журналиста из Сербии. Когда войска НАТО бомбили Югославию, один старец, который каждую ночь вместе с тысячами людей во главе с Патриархом Павлом выходил молиться под авиаударами, сказал: «В моменты нечеловеческих испытаний каждая душа сбрасывает маску. И либо раскрывается в прекрасный цветок, либо превращается в чертополох с ядовитыми шипами. Добрый человек становится добрее и милосерднее. А злой – превращается в живого мертвеца. Господь попустил нам эту беду, чтобы мы, пройдя испытания, осознали ценность любви, научились милосердию и смогли сберечь свою душу».