Китай наносит очередной удар по Литве
Нет, не пугайтесь, военные действия не открыты и не предполагаются, Китай наказывает Литву другими способами — экономическими. Литовцы естественно уже заявили, что это малый товарооборот и на экономику никак не повлияет, но факт остается фактом, Китай наносит один удар за другим, при этом ответить Литве нечем.
На этой неделе китайская железная дорога отменила прямые грузовые поезда в Литву. Литва гордо ответила, что это не страшно и они готовы вернуться к поставкам китайской продукции через Польшу, с перегрузкой товаров из вагонов в фуры.
Любой нормальный бизнесмен экономит на логистике, но к литовским покупателям китайских товаров это не относится. Из-за политических проблем с КНР, созданных литовским правительством, литовский бизнес теперь будет платить за доставку больше, оплачивать дополнительную перегрузку и доставку товаров из Польши автомобильным транспортом.
Следующий шаг китайских товарищей был предсказуем и не заставил себя ждать. Теперь китайский бизнес отказывается от покупки литовских товаров. Товарооборот у Литвы с Китаем не очень большой, всего 1,5 млрд евро. Их них на поставки в Китай приходится 300 млн. евро, 1,2 млрд. евро это поставки из Китая.
Что поставляла Литва в Китай?
На первом месте зерновые культуры, примерно на 70 млн. евро, на втором месте древесина и изделия из неё на 33,5 млн. евро, на третьем месте месте медь и изделия из неё с долей 14,8 млн. евро. Мяса и изделий него из него отправляли в Китай почти на 2 млн. евро, молоко и молочные продукты на 3,45 млн. евро, фрукты и орехи на 3,68 млн. евро.
Различных химических продуктов на 4,42 млн. евро, разных продуктов питания на 2,29 млн. евро.
Как видно по структуре ничего высокотехнологичного в списке нет.
Что ответили в Литве на экономические проблемы с Китаем? Ничего страшного сказали в Литве, все эти проблемы тянут на 0,5% роста ВВП, нам не страшен серый волк! Вот так, легко и просто, разбрасываться ростом ВВП в половину процента. Не каждая Германия или Франция может себе такое позволить, а великая прибалтийская страна может себе это позволить.
«Торговые связи слишком слабые. Если взглянуть на экспорт литовской продукции в Китай и Беларусь, то это меньше 1%. Тут зависимость небольшая. Больше зависимость от экспорта услуг в Беларусь, особенно с железнодорожными перевозками и работой Клайпедского порта», – считает считает литовский экономист Мачюлис.
Ну конечно, это же не страшно, 300 млн. евро потерять на поставках в Китай, 150 млн. евро потратить на забор с Белоруссией и так далее. Про сокращения на литовской железной дороге и в порте экономист забывает сказать, как и забывает посчитать пособия, которые должно будет платить государство оставшимся без работы. Для этого экономиста это все не страшно.
«Беларусь и Китай немного значат для Литвы, экономические связи с ними слабые, мы туда ничего не экспортируем. Потеряем доходы от транзита и все», – успокаивает старший экономист банка Swedbank Nerijus Mačiulis.
Сразу вспоминается Латвия, где сначала тоже говорили, что не страшна потеря транзита, это процент в ВВП страны, ничего не случится вообще. А после была продажа локомотивов, вагонов, открытие на вокзалах баров, сдача в аренду всего что можно ждать и огромное сокращение работников железной дороги.
Подводим итоги на сегодняшний день
Итог двух экономических ударов Китая по Литве:
— литовский бизнес будет платить больше за перевозку товаров на 1,2 млрд. евро, прибавьте сюда хотя бы 0,5% и ощутите всю прелесть наказания литовского бизнеса
— Литва не сможет продавать в Китай товары на 300 млн. евро
Жду продолжения экономической атаки на Литву за попытку открытия посольства Тайваня в Литве. Скорее всего все представительства китайских фирм в Литве будут закрыты, сотрудники уволены. Потом последует выход из всех инвестиционных проектов и так далее. Литва готова пожертвовать всем этим ради посольства Тайваня.
Продолжим наблюдать со стороны. Затраты на мигрантов, затраты на Великую литовскую стену, затраты на организацию доставки китайских товаров через Польшу, с декабря падение доходов литовской железной дороги на 30% доходов от перевозки, а клайпедского порта минимум на 20%. Литва очень богатая страна, она сможет взять кредит и все выдержит, наверное. Хотя некоторые бизнесмены уже готовы уйти из Литвы, но ведь это не потеря для ВВП Литвы, правда?