Китай получает превосходство над США в разработке истребителей 6-го поколения
Китай утверждает, что добился устойчивого прогресса в разработке истребителя 6-го поколения, что изменяет баланс сил в воздушном пространстве в его пользу по сравнению с США, если они не смогут идти в ногу с ним со своей конкурирующей программой. США преуменьшают продвижение китайских разработчиков над истребителями 6-го поколения, но баланс военно-воздушных сил в Тихоокеанском регионе уже изменился в пользу Китая. Хотя общепринятого определения того, что представляет собой истребитель 6 -го поколения, не существует, этот тип, скорее всего, будет включать в себя самые передовые и новейшие технологии, такие как модульная конструкция, машинное обучение, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, рои дронов и возможность их пилотирования.
В сентябрьской статье журнала Air and Space Forces Magazine упоминается, что Китай усердно работает над созданием своего истребителя 6-го поколения в ответ на строго засекреченную программу США Next Generation Air Dominance (NGAD), при этом китайские усилия направлены на разработку тех же самых «систем вооружений», что и американских разработчиков. «Это отражает общий системный подход», — утверждает генерал Марк Келли, глава боевого авиационного командования (ACC). На ежегодной конференции ВВС США в области авиации, космоса и кибербезопасности в сентябре этого года Келли отметил, что Китай рассматривает господство в воздухе истребителей 6-го поколения как экспоненциальное увеличение снижения заметности, экспоненциальное ускорение вычислительной мощности и возможностей обнаружения, возможность итерации улучшений с использованием «открытия систем миссий» и перепрограммирования с актуальной скоростью.
Келли заявил об очень незначительном лидерстве США в разработке истребителей 6-го поколения, заявив, что США могут получить господство в воздухе этих истребителей всего на месяц раньше своих китайских конкурентов, подчеркнув сосредоточенность Китая на достижении тех же возможностей. Он также отметил поэтапный подход Китая к своей программе создания истребителей 6-го поколения, противопоставив его системе скачкообразного движения, используемой США.
В сентябрьской статье для The Warzone Томас Ньюдик отметил, что Китай ранее приобрел у России тяжелые истребители Су-27 и использовал эти самолеты для создания улучшенных копий. Он упомянул, что первоначальное приобретение Китаем Су-27 у России позволило ему сделать усовершенствованные копии J-15 и J-16. Кроме того, покупка Китаем Су-35 дала ему представление о технологиях 5-го поколения, таких как двигатели с управляемым вектором тяги, системы радиоэлектронной борьбы и новые типы вооружений.
Таким образом, вполне вероятно, что Китай будет использовать свой собственный истребитель 5-го поколения J-20 в качестве технологической базы для разработки истребителя 6-го поколения. Кроме того, Asia Times ранее сообщала, что в будущем J-20 может быть модернизирован с использованием технологий, используемых в истребителях 6-го поколения, таких как оружие направленной энергии или возможность пилотирования дронов. Однако усилия Китая в этом направлении могут быть затруднены из-за недостатков в производстве реактивных двигателей, поскольку, как сообщается, китайские модели имеют короткий срок службы и низкую выходную мощность. В результате Китай в настоящее время полагается на российские двигатели для своих истребителей J-20, что делает уязвимыми некоторые критически важные технологии и создает разрыв в цепочке поставок в одном из его самых передовых военных самолетов.
Тем не менее, Китай близок к решению своих проблем с реактивными двигателями. В марте 2022 года газета South China Morning Post сообщила, что китайский J-20 прошел испытания с новым турбовентиляторным двигателем с форсажной камерой WS-15, что повысило его маневренность и боеспособность. В статье также говорилось, что Китай заменит все российские двигатели АЛ-31Ф, установленные на J-20, отечественными двигателями WS-15, что будет свидетельствовать о растущей уверенности Китая в металлургии и методах производства своих реактивных двигателей.
Келли отмечает, что такой поэтапный подход мог бы облегчить Китаю переход от истребителей 5-го к 6-му поколению. Напротив, программы США и Великобритании по созданию истребителей 6-го поколения нацелены на то, чтобы обойти Китай и российские истребители 5-го поколения. В статье, опубликованной в июле 2022 года, главный маршал авиации Великобритании Майкл Вигстон отмечает, что его страна применяет революционный подход, рассматривая революционное сочетание роящихся дронов, беспилотных самолетов и пилотируемой платформы следующего поколения. Он подчеркивает, что в британской программе истребителей 6-го поколения особое внимание уделяется взаимодействию в боевом пространстве и тому, как информация передается по сети.
Но в той же статье Брент Иствуд скептически относится к истребителям 6-го поколения, задаваясь вопросом, нужны ли они вообще для современной войны. Он отмечает, что F-35 уже является международной программой и что его возможности могут исключить потребность в истребителе 6-го поколения. Он цитирует случай Израиля, указывая на то, что его F-35 дают ему господство в воздухе над Ближним Востоком, в том числе против потенциальных противников, таких как Турция и Саудовская Аравия, которые используют западные истребители типа Eurofighter Typhoon, F-15 и F-16.
Тем не менее, возможности этих западных истребителей 4-го поколения хорошо известны, так как были получены в ходе испытаний против F-35, в отличие от Китая, возможности истребителей которого остаются в значительной степени неизвестными, за исключением его экспортных моделей. Иствуд также упоминает, что, несмотря на множество концепций истребителей 6-го поколения, такие самолеты могут предложить лишь незначительные улучшения по сравнению с истребителями 5-го поколения, несмотря на их огромную цену. Он также отмечает, что возможности американских истребителей 5-го поколения, таких как F-35, уже достаточны для достижения превосходства в воздухе, и было бы разумнее закупить больше таких планеров, чем разрабатывать совершенно новый истребитель 6-го поколения.
США делают ставку на то, что F-35 может доминировать в новой эре военных действий. Таким образом, США по-прежнему уверены в своих лидирующих позициях в области истребительной техники. В сентябрьской статье в The Warzone командующий Тихоокеанскими силами ВВС США генерал Кеннет Уилсбах заявил, что растущий флот Китая, состоящий из истребителей J-20, «не повод терять сон». Он также отметил, что США внимательно наблюдают за тем, как Китай использует свои истребители J-20. Точно так же начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Браун преуменьшил значение китайского J-20. Он заявил, что у США была возможность наблюдать за этим типом в тесном столкновении с F-35 в Восточно-Китайском море, отметив впечатляющее командование и управление, связанное с J-20. Однако он подчеркнул, что, хотя США многому научились в ходе этих столкновений, возможности J-20 «не вызвали у него особого беспокойства».
Несмотря на то, что Браун и Кеннет преуменьшают значимость J-20, в статье отмечается, что усовершенствования Китая в ракетах класса «воздух-воздух» вызвали обеспокоенность США, что побудило активизировать усилия по разработке совместной усовершенствованной тактической ракеты AIM-260 (JATM). Кроме того, Браун подчеркнул, что если США продолжат работу над своей программой NGAD, они смогут сохранить свое преимущество в авиации над Китаем.
Однако, даже если США удастся развернуть свой истребитель NGAD, баланс военно-воздушных сил в Тихом океане уже изменился в пользу Китая. Asia Times ранее сообщала, что истребительные силы США в регионе борются с недостаточным количеством самолетов, старением планеров и недостаточной подготовкой пилотов, оценивая, что таких сил не хватает для поддержания обычного сдерживания против Китая. Даже если США решат увеличить производство истребителей, ускорить разработку планеров следующего поколения и ускорить обучение пилотов, США рискуют потерять качество. Официальные лица США, преуменьшающие значение китайских программ разработки истребителей 5-го и 6-го поколений, возлагая свои надежды на проект NGAD, работа над которым все еще находится в стадии разработки, намекают на отрицание разрыва в истребителях, в котором Китай потенциально уже затмил американскую авиацию в Тихом океане.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА