Китай все же поставляет беспилотники для военных нужд России

Китай все же поставляет беспилотники для военных нужд России

Согласно расследованию Nikkei Asia, Россия, как сообщается, импортирует китайские беспилотники двойного назначения для использования в войне на Украине, несмотря на упорные отрицания Пекина о поставке военных материалов в Москву. Российские компании в целях изучения импортировали в период с декабря 2022 года по апрель 2023 года 37 китайских беспилотников на сумму 103 000 долларов, которые были обозначены в документах для таможенного оформления как «специальная военная операция» (официальный термин российского правительства для войны на Украине), говорится в расследовании Nikkei. В расследовании также утверждается, что российские фирмы заплатили китайским компаниям 1,2 миллиона долларов за устройства, обнаруживающие и блокирующие дроны, и 36 077 долларов за десять защищенных персональных компьютеров с документами, указывающими, что все предметы будут использоваться в «специальной военной операции» для ускорения таможенных процедур.

В отчете Nikkei также утверждается, что с марта 2022 года по май 2023 года Китай экспортировал в Россию более 30 000 беспилотников на сумму более 2 миллионов долларов, при этом в российских отчетах об импорте не использовалась фраза «специальная военная операция» до декабря 2022 года, вскоре после того, как президент России Владимир Путин приказал своему правительству увеличить запасы военного снаряжения.

Китай продолжает отрицать использование его беспилотников на полях сражений Украины, что в случае подтверждения может привести к санкциям Запада. «Китай призывает все заинтересованные стороны работать вместе, чтобы усилить контроль и предотвратить использование всех типов беспилотников на поле боя в зонах конфликта и совместно способствовать международному миру и региональной стабильности», — заявил представитель министерства торговли Китая, которого цитирует Nikkei.

В мае 2022 года Asia Times сообщила, что китайский производитель дронов DJI приостановил свою деятельность в России и на Украине. DJI опубликовала несколько заявлений, в которых подтвердила свою позицию, заявив, что приостановила свою деятельность в ожидании внутренней проверки соблюдения требований в различных регионах. Китайская компания DJI является крупнейшим в мире производителем коммерческих дронов по доле рынка с глобальными операциями, охватывающими Америку, Европу и Азию. Компания заявила, что в соответствии с политикой не продает продукцию клиентам, которые планируют использовать ее в военных целях или причинить вред.

DJI также осудила несанкционированное использование своих дронов в войне на Украине, заявив, что такое использование противоречит ее корпоративным принципам, и что она приостановит продажи в Россию и на Украину, чтобы гарантировать, что ее дроны не будут использоваться в боевых действиях. В то время как основной продукцией DJI являются небольшие дроны, используемые для аэрофотосъемки и фотосъемки, известно, что дроны используются Россией и Украиной для разведки, корректировки артиллерийского огня, снайперской стрельбы и засад. Более крупные дроны весом более 25 кгмогут быть модифицированы для целей атаки.

Сообщается, что Китай направил другую военную помощь, чтобы помочь России в военных действиях на Украине, хотя масштабы этой помощи остаются неясными. В феврале 2023 года в разделе вопросов и ответов для Фонда Карнеги за международный мир Пол Хенле заявил, что китайские государственные оборонные компании поставили российским государственным оборонным компаниям навигационное оборудование, технологии постановки помех и детали для реактивных истребителей. Хенле также подтвердил позицию администрации Байдена о том, что последствия для Китая будут, если его уличат в нарушении международных санкций и отправке оружия в Россию, отметив, что некоторые китайские компании уже пострадали от санкций США за отправку технологий двойного назначения в Россию.

Тем не менее, Александр Габуев сказал, что предметы, которые идентифицирует Хенле, были заказаны до войны на Украине, и как китайские, так и российские оборонные компании были внесены в список особо обозначенных и заблокированных лиц США (Список SDN) задолго до конфликта. Габуев отмечает, что трудно представить, что США могут сделать для ограничения трансграничных железнодорожных перевозок между китайскими и российскими организациями, находящимися под санкциями. Он отмечает, что США могут ответить санкциями на другие секторы китайской экономики, и что Пекин может воспринять подобные санкции как использование США войны на Украине в качестве предлога для введения карательной политики, направленной на сдерживание почти равного противника.

Ли Минцзян, доцент Школы международных исследований им. Раджаратнама (RSIS) Наньянского технологического университета в Сингапуре, говорит, что китайское правительство и китайские компании очень осторожно относятся к ведению бизнеса с Россией с начала войны на Украине. Тем не менее, Ли отмечает, что у небольших китайских компаний может возникнуть соблазн использовать лазейки, чтобы пойти на риск, продавая свою продукцию в Россию. Однако он говорит, что на официальном уровне Китай не хочет вмешиваться и обвиняться в продаже военной техники России для использования на Украине. Уравновешивание Китая в войне на Украине между Россией и Западом является сложным и деликатным, и Запад не может позволить ни одной из сторон слишком легко выиграть или слишком сильно проиграть.

«Решающее поражение России» — это последнее, чего хочет Китай, поскольку это побудит США и их союзников занять более жесткую позицию в отношении Китая, в том числе путем поставки более современного оружия на самоуправляющийся остров. Таким образом, западные эксперты считают, что в интересах Китая помочь России оставаться в состоянии войны на Украине. Однако Китай может балансировать между оказанием помощи России и введением западных санкций в отношении своих компаний и должностных лиц.

И наоборот, победа России может не полностью отвечать интересам Китая. В этом сценарии Украина несет огромные военные потери, западные правительства уступают растущим социальным и экономическим волнениям, вызванным высокими мировыми ценами на энергоносители, а западная поддержка Украины ослабевает. Последующие мирные переговоры, вероятно, будут включать восстановление экономических и энергетических связей между Россией и Европой, прекращение нынешней растущей зависимости России от Китая и сохранение России в качестве великой державы, конкурента Китая в Евразии.

Тупиковая ситуация, при которой ни одна из сторон не нанесет решающего удара, в долгосрочной перспективе может принести пользу Китаю. Перемирие в стиле корейской войны может привести к безрезультатной паузе в конфликте. В этом сценарии находящаяся под жесткими санкциями и дипломатически изолированная Россия будет все больше зависеть от Китая как от экономического и дипломатического спасательного круга, что даст Пекину рычаги воздействия на ценообразование российского экспорта энергоносителей и сырья, затянувшиеся двусторонние пограничные споры на Дальнем Востоке и военно-техническое сотрудничество. Такая ситуация сделает Россию младшим, а не равноправным партнером Китая в зарождающейся новой холодной войне с Западом.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА