Китай замахнулся на «Меридиан». Но Россия может обойтись и без зарубежных концессионеров
Ожидается, что в третьем квартале 2022 года будет готово технико-экономическое обоснование проекта первой в России частной скоростной автомагистрали «Меридиан». Трасса протяженностью почти в 8,5 тысячи километров соединит немецкий Гамбург с китайским Шанхаем. Русский участок дороги в 2 тысячи километров пройдет от границы Казахстана до Белоруссии по территории Оренбургской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Орловской, Липецкой, Брянской и Смоленской областей:
Стоимость проекта оценивается в 600 миллиардов рублей, но он того стоит. Магистраль, завершение строительства которой планируется до конца 2024 года, сократит время доставки грузов от западного побережья КНР к немецкой границе до трех суток. «Меридиан» будет иметь четыре полосы движения в обе стороны и объем автомобильного трафика до 12 тысяч авто в сутки.
Она станет главной транспортной артерией между Европой и Азией, взяв на себя значительную долю логистических потоков, которые сейчас идут через Суэцкий канал, Северный морской путь, Транссибирскую железнодорожную магистраль и авиасообщение.
Эксплуатация русского участка «Меридиана» способна приносить бюджету 15-20 миллиардов рублей ежегодно в виде отчислений акцизного топливного сбора. Проезд по трассе будет полностью платным: от 2 до 2,5 рублей для легковых автомобилей и от 3 до 6 рублей для грузовых.
Вопрос: как профинансировать строительство?
Первоначально инициатор проекта, совладелец ЗАО «Русская холдинговая компания» Александр Рязанов убеждал всех, что построить автомагистраль возможно без бюджетных вливаний. В первую очередь на этом основании его предложение победило в отборе проектов государственной компании «Автодор» и получило в 2019 году одобрение тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева.
Однако в ноябре прошлого года вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил, что строительство может быть частично профинансировано государством. В декабре того же года о готовности выступить кредитором и организатором финансирования заявил Евразийский банк развития.
Сейчас первый заместитель председателя правления по инвестиционной политике госкомпании «Автодор» Игорь Коваль сообщает о заинтересованности в участии в проекте автотрассы «Меридиан» Китайской Народной Республики. По его словам, уже «обсуждаются, как мне известно, различные механизмы межправкредита в этом отношении».
Понятно, что китайские товарищи почувствовали запах прибыли, раз выразили готовность пойти на межправительственный кредит. Но так уж это необходимо, если иметь в виду национальные интересы России?
Частные партнеры в совсем недавнем прошлом в качестве концессионеров уже подводили нашу страну. В частности, в марте этого года было поставлено на паузу строительство Северного широтного хода – железнодорожной магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе. По мнению правительства, проект столкнулся с дефицитом финансирования и риском привлечения заемного капитала.
По этому поводу мы писали, что имеем дело с типичным проявлением либеральной архаики. На самом деле, Россия в состоянии строить и железные, и автомобильные дороги самостоятельно, так как все необходимое для них производит сама. Под загрузку отечественных производственных мощностей ЦБ может допечатать необходимую сумму денег. Рисков в такой политике никаких нет, если эмиссионные средства пойдут строго на финансирование производства русских материально-технических компонентов для «Меридиана» и будет исключена их конвертация в валюту с целью зарубежных закупок.