Китайские власти не позволяют бизнесу лезть в политику


Китайские власти не позволяют бизнесу лезть в политику

Основатель сети пиццерий «Додо Пицца» Федор Овчинников сообщил об уходе компании с китайского рынка.

Первые пиццерии «Додо Пицца» были открыты в Китае в 2015 году. Всего там работало четыре ресторана сети. Причины закрытия бизнеса Федор изложил в личном Telegram-канале:

«Во-первых, Китай – очень сложный конкурентный рынок и требует серьезного капитала для развития. Пожалуй, это один из самых развитых конкурентных рынков общественного питания в мире. Во-вторых, для нас «западных» людей, лаоваев, Китая это сложность во всем. Китай это другая самодостаточная цивилизация. Подавляющее большинство людей не говорит на английском. Любое действие для нас в Китае требует гораздо больше времени и усилий. И это не только вопрос языка, хотя это также серьезное ограничение. Это еще и другая культура, традиции, мышление. Другой интернет. Другая реклама. Другие экосистемы. Найти помещение или построить пиццерию – серьезный вызовы. Поставщики, сотрудники, законы – все необычно. Круто, что мы со всем справлялись. Это, конечно, показывает силу, настойчивость, креативность и предпринимательский дух нашей команды, людей и компании в целом».

«Журналистская правда» обсудила с екатеринбургским предпринимателем Сергеем Колясниковым возможные причины закрытия «Додо Пицца» в Китае.

«У меня нет никаких подтверждающих документов. Но еще два года назад мы разговаривали с журналистом Русланом Кармановым о том, что поддержка протестных акций аукнется компании «Додо Пицца».

Китай не позволяет вырастать на своих рынках бизнесу, который не лоялен к официальной линии партии. Китай очень жестко чистит и контролирует свое информационное поле. Бизнес должен заниматься бизнесом. Если бизнес начинает заниматься политикой, то такой бизнес становится ненужным.

В 2019 году в Екатеринбурге «Додо Пицца» бесплатно раздавала пиццу участникам протестного движения, выступающего против строительства храма и администрации города. Это выглядело очень красиво, из серии «бабушки раздают пирожки». Подобное мы видели на Майдане в 2014 году. Проведенные протесты сорвали строительство храма, которое было согласовано на всех уровнях. Причем протестующие начали выступать уже после утверждения документов.

Мне кажется, что компании пришлось уйти с китайского рынка из-за того, что в России они влезли в политику, а в Китае решили, что подобные действия теоретически возможны и в их стране.

Китай – это огромный рынок сбыта с большим количеством обеспеченных, состоятельных людей. Все эти «песни» про менталитет не внушают доверия. Компания H&M тоже попыталась поиграть в политику в Китае и сразу же исчезла с китайского рынка.

В Китае следят, чтобы бизнес занимался бизнесом, а не политикой. России нужно брать пример с этой страны. Нельзя заработать деньги и нагадить в том месте, где ты их заработал».