Китайский дракон – новый владыка морей 3. Американский орел возвращается к протекционизму: Законопроект о возрождении судостроения

data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Китайский дракон – новый владыка морей 3. Американский орел возвращается к протекционизму: Законопроект о возрождении судостроенияСегодняСегодня6 минКитайский дракон – новый владыка морей 3. Американский орел возвращается к протекционизму: Законопроект о возрождении судостроения Китайский дракон – новый владыка морей 3. Американский орел возвращается к протекционизму: Законопроект о возрождении судостроения Китайский дракон – новый владыка морей 3. Американский орел возвращается к протекционизму: Законопроект о возрождении судостроения

Десятилетия неолиберальной апатии правительства США нанесли ущерб стратегически важной морской отрасли. Ослабление судостроительного потенциала, нехватка рабочей силы в судостроении и морской сфере и сокращение флота морских перевозок означают, что США полагаются на другие страны в международной торговле и лишены стратегических морских перевозок для поддержки своих вооружённых сил в военное время. В целях защиты американского судостроения и судоходства в Конгрессе подготовлен законопроект (билль) Закона о судоходстве (SHIPS Act).

«Закон о судостроении и портовой инфраструктуре для процветания и безопасности Америки 2025 года» или «Закон о судоходстве для Америки 2025 года» SHIPS Act был разработан в 2024 году, но его обсуждения в комиссиях Конгресса идут медленно и пока непонятны перспективы его принятия.

Законопроект отмечает критическое положение американского судостроения и морских грузоперевозок. Мировая экономика морских перевозок оценивается в 3–6 миллиардов долларов. Однако суда американских судовладельцев перевозят менее 2 процентов международных коммерческих грузов по весу, предназначенных для самих же США.

Во время Второй мировой войны торговый флот США обеспечил победу союзникам, имея в своем распоряжении более 10 000 океанских судов. Сегодня в распоряжении Соединенных Штатов имеется менее 200 океанских судов, из которых только около 80 судов участвуют в международной торговле, по сравнению с более чем 5500 зарегистрированными китайскими судами.

Сегодня в Соединенных Штатах насчитывается всего 20 судостроительных заводов, способных строить океанские суда, — по сравнению с более чем 80 в конце Второй мировой войны.

По состоянию на 2023 год на верфях США было размещено менее 5 заказов на строительство океанских судов, в то время как на верфях Китайской Народной Республики — более 1700. По данным Управления военно-морской разведки, КНР стала ведущей в мире судостроительной и судоходной державой, располагая судостроительными мощностями в 230 раз (!) превышающими мощности США.

При наличии всего лишь 12 000 торговых моряков США, работающих на океанских судах, у Соединенных Штатов может не оказаться достаточного количества моряков для полного обеспечения стратегических морских транспортных судов, необходимых в будущем затяжном конфликте.

Среди основных задач, возлагаемых на законопроект, следующие:

создать более благоприятную внутреннюю и глобальную морскую среду для судов Соединенных Штатов, занятых в международной торговле, судостроении, судоремонте, морской логистике, морской рабочей силе и военно-морских силах, способствуя гарантированному доступу к мировым океанам без принуждения со стороны стратегических конкурентов и асимметричных противников;

увеличить внутренние мощности судостроения и судоремонта с помощью программ и политик, которые способствуют росту верфей США и морской промышленной базы, увеличивают возможности военных морских перевозок, увеличивают численность рабочей силы в судостроении и укрепляют национальную безопасность;

оживить международный флот судов США и способствовать созданию сравнительных преимуществ для Соединенных Штатов посредством целевых стимулов и реформ нормативного регулирования, чтобы сделать флот конкурентоспособным по сравнению с международными перевозчиками и занять устойчивую долю на мировом рынке морских перевозок с целью укрепления цепочек поставок, укрепления экономической безопасности и снижения цен, одновременно защищая экономику Соединенных Штатов от экономического принуждения;

принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы достаточные военные, гражданские и коммерческие ресурсы были доступны и имели гарантированный доступ для удовлетворения потребностей в развертывании обороны и основных экономических мероприятий США во время кризиса, войны или мира;

признать, что динамично развивающаяся коммерческая судостроительная отрасль обеспечивает устойчивость цепочек поставок и создает экономию масштаба, которая улучшает военное, береговое и правительственное судостроение, а также поддерживает военные операции посредством стратегических морских перевозок для защиты свободы морей;

развивать сравнительные преимущества Соединенных Штатов в области инноваций для лучшей конкурентоспособности на мировом рынке морских перевозок, увеличивать численность рабочей силы в морской сфере и создавать благоприятную среду для инвестиций в строительство современных морских объектов и академических институтов мирового уровня.

Законопроект охватывает практически все аспекты судоходства и судостроения. Он предусматривает создание Целевого фонда морской безопасности, аналогичного фондам для автомобильных дорог и авиации; поощрение США к сотрудничеству с союзниками для удовлетворения потребностей в морских перевозках; а также предоставление преимуществ США за счет требования перевозки всех 100 процентов государственных грузов на судах под флагом США, в отличие от сегодняшних 50 процентов.

Закон SHIPS также предусматривает создание Программы стратегического коммерческого флота США из 250 судов, созданного путём приобретения «коммерчески жизнеспособных, пригодных в военном отношении частных судов». Этот флот будет служить «для удовлетворения требований национальной безопасности и поддержания присутствия США в международном торговом судоходстве».

Финансирование Целевого фонда морской безопасности будет осуществляться за счет увеличения портовых сборов с иностранных судов. Первоначальная версия законопроекта включала изменения в порядок взимания специальных корабельных сборов и маячных сборов, исключая возможность их приостановления для судов, принадлежащих или эксплуатируемых «иностранной организацией, вызывающей обеспокоенность», зарегистрированных в такой стране или зарегистрированных там в течение последних трёх лет. Китай подпадает под это определение. Эта формулировка подразумевала дополнительный сбор в размере 1 доллара за чистую тонну для китайских судов. Новая версия сохраняет эту формулировку и идёт гораздо дальше. Она будет пополнять Фонд морской безопасности за счёт специальных налогов на тоннаж и маячных сборов, а также портовых сборов Торгового представительства США. Кроме того, Фонд будет получать доходы от ещё одного налога на китайские суда.

В новой версии под «иностранной верфью, вызывающей обеспокоенность», понимается любая верфь, принадлежащая или контролируемая иностранным государством, вызывающим обеспокоенность. Сенатор Марк Келли, один из авторов законопроекта, заявил, что речь идёт о верфях, принадлежащих Китайской государственной судостроительной корпорации. Однако законопроект предусматривает, что начиная с октября 2027 года в список могут быть добавлены и другие верфи, что повышает вероятность включения в определение и других китайских строителей.

Закон SHIPS вводит «штрафной налог» для китайских судов и операторов, а также для некитайских операторов, размещающих заказы на иностранных верфях, вызывающих беспокойство, в размере 5 долларов за тонну. Штрафной налог составит 3,50 долл. США за тонну для некитайских владельцев или операторов, 25–49% судов которых заказаны на зарубежной верфи или поставлены в течение 24 месяцев с даты подачи заявления.

Также будет введен штрафной налог в размере 1,25 долл. США за тонну для судов любого владельца или оператора, 50% или более судов которого были построены или проходили ремонт на верфи, вызывающей озабоченность, «в любое время» в течение трех лет, предшествующих дате подачи заявления.

Пакет мер стимулирования для предприятий, испытывающих нехватку рабочей силы в сфере торгового мореплавания и судостроения, будет включать прощение кредитов на государственные услуги, ограниченное право на получение образовательной помощи в рамках закона о военнослужащих.

Законопроект устанавливает инвестиционный налоговый кредит в размере 33% на любые инвестиции, сделанные налогоплательщиком в строительство, переоборудование или реконструкцию соответствующего океанского судна в Соединенных Штатах, а также инвестиционный налоговый кредит в размере 25% на любые инвестиции, сделанные налогоплательщиком в квалифицированную судостроительную верфь в США.

Однако одного даже такого мощного закона (SHIPS Act) о спасении американского судостроения и судоходства оказывается недостаточно и политические круги обсуждают целый ряд дополнительных мер, о которых расскажем в следующей статье.

Что для вас значит родной город? Ответьте в нашем анонимном опросе!