Китайский капитал изменит вектор развития АвтоВАЗа
АвтоВАЗ интересен китайским инвесторам, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов, однако Пекин смущают вторичные санкции США и ЕС и емкость российского рынка.
Китайцы ведут переговоры с Renault по АвтоВАЗуКитайцы задумались об АвтоВАЗе
Долю Renault в АвтоВАЗе может выкупить один из китайских автоконцернов.
Об этом сообщило информационное агентство ТАСС со ссылкой на один из своих источников в госструктурах. Имя потенциального покупателя не называется, но существуют три варианта – автоконцерны Haval, Chery и Geely.
Французам из Renault принадлежат 68% акций компании «Лада авто холдинг», которая владеет АвтоВАЗом, остальные 32% находятся в собственности Ростеха. Для РФ это важный вопрос: АвтоВАЗ был продан Renault не просто так, а для получения технологий.
Российский автопром без коллаборации с международными концернами не сможет выпускать современный продукт, который мы видим на примере модельного ряда Lada.
Благодаря этому продажа акций Renault китайскому инвестору – это не просто смена собственника, а вектор развития российской автомобильной промышленности, где АвтоВАЗ остается ведущим и базовым игроком.
Французы не хотели уходить из России – ее рынок был крайне важен для Renault. Объем производства в нашей стране был практически идентичен французскому, а добавленная стоимость – максимальной среди всех производств Renault.
Однако европейские санкции и антироссийская риторика президента Франции Эммануэля Макрона вынуждают Renault сворачивать бизнес. Логистические связи между РФ и заводами Renault в ЕС разорваны, возникли сложности с производством автомобилей.
Антироссийские санкции изменили ситуацию
Что касается китайцев, то если какой-то из автоконцернов КНР пойдет на выкуп активов Renault в РФ, ему придется заменить французскую технологическую базу своей и наладить выпуск нового модельного ряда совместно с российскими производителями.
АвтоВАЗ является ценным предприятием и на эффекте низкой базы из-за спешного ухода Renault станет выгодным приобретением, но присутствует такой момент, как санкции, которые могут быть введены против контрагентов российских компаний.
Есть еще прецедент СПГ-завода «Сахалин-2», где Shell ведет переговоры о продаже своего пакета акций, но пока они не привели к успеху: бизнес Китая боится попасть под американские и европейские санкционные пакеты.
У китайцев присутствуют сомнения«Гранды китайского рынка опасаются вторичных санкций, потому что рассматривают себя в качестве транснациональных компаний. В этом плане они вынуждены следовать устоявшимся правилам по работе с российскими активами», – констатирует Маслов.
Для структур из Китая, Индии и стран третьего мира, которые претендуют на выход на западный рынок, российские активы стали токсичными, рано или поздно ситуация изменится, будут найдены обходные пути, но пока положение дел сложное.
«Позитивным моментом является то, что в Китае много компаний второго уровня, которые вполне состоятельны в финансовом плане, для них ситуация в РФ является шансом заявить о себе и выйти на глобальный уровень», – заключает Маслов.Директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов
Инвесторы в Китае есть, но имеются вопросы по их состоятельности в технологическом плане, это едва ли не главный вопрос по АвтоВАЗу.
«В Китае за последние недели было сделано немало заявлений об интересе к АвтоВАЗу, причем источником их были частные компании, а не правительство страны, но в этой истории много нюансов. Китайцы изучают емкость российского рынка, возможность решения логистических вопросов и покупательную способность россиян», – резюмирует Маслов.
Современная автомобильная промышленность КНР вышла из стадии «дешевый и некачественный продукт». Сегодня китайские компании выпускают автомобили средней ценовой категории, для которых необходим серьезный спрос.
«Новые китайские машины имеют большой объем различных опций, и здесь Китай очень напоминает южнокорейский автопром в период его выхода на мировой рынок. Если в Пекине решат, что АвтоВАЗ непрофильный и неинтересный актив, то компании КНР не вложат в него деньги. Решение Китая зависит от характера санкций и емкости российского рынка, анализ идет вокруг данных вопросов», – констатирует Маслов.Китайцы оценивают риски сделки с Renault
Китаю интересен АвтоВАЗ, но пока нельзя говорить о том, что сделка о покупке акций Renault приобрела реальные очертания, тем более китайский автопром уже присутствует в РФ, причем события февраля 2022 года сказались и на нем.
«Имеются сложности у компании Great Wall, выпускающей на заводе под Тулой автомобили Haval, которые крайне конкурентоспособны на российском рынке. Проблемы Great Wall носят логистический характер», – заключает Маслов.
Переговоры по АвтоВАЗу будут идти сложно: РФ нужны технологии и надежный инвестор, Франции – финансовое возмещение и авторские гарантии, а Китаю – понимание санкционной угрозы и приемлемая цена за активы.
Дмитрий Сикорский
антироссийские санкции
российская экономика
внешняя политика РФ
автоваз
renault
маслов
внешняя политика КНР
китайская экономика
автопромышленность
китайская политика