Китайский офис Ozon поможет наполнить товарами российский рынок
Антироссийские санкции привели к уходу западных брендов, однако их место скоро займут поставщики из дружественных стран. Одним из признаков этого процесса является открытие в Китае офиса онлайн-ретейлера Ozon, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.
Онлайн-ретейлер Ozon заявил об открытии офиса в Шэньчжэне – городе, расположенном в китайской провинции Гуандун, сообщает информационное агентство Reuters.
Шэньчжэн находится рядом с Гонконгом и Гуаньчжоу и является важным производственным центром современной экономики КНР.
В Reuters связывают действия Ozon с желанием России обойти торгово-экономические санкции, которые ввели страны коллективного Запада. Москва пытается наладить взаимодействие с такими рынками как Китай, Турция и Иран.
Китайские товары давно торгуются на Ozon: на онлайн-площадке ретейлера работают порядка 10 тысяч продавцов из КНР, причем их доля в Ozon Global составляет 95%.
После февральских событий против РФ были введены драконовские санкции«Китайские товары пользуются высоким спросом в России, а самыми популярными заказами из Китая обычно являются смартфоны, ноутбуки, компьютерные компоненты, а также мелкая бытовая техника и одежда», — заявили в Ozon.
Пока неизвестно, когда китайский офис Ozon начнет функционировать в полном объеме, но у компании возникли большие планы на рынок КНР. В третьем квартале валютная выручка Ozon выросла до 65,5 млрд рублей (1,01 млрд долларов).
Китайские компании продолжают усиливать позиции в России – если брать товарную номенклатуру Ozon, то речь идет о продукции Huawei и Xiaomi, однако процесс перекидывается и на другие области, в частности на автопроизводство.
Китайские товары давно доминируют в РФ«Даже в условно нормальной ситуации – санкции начали вводиться против России не в 2022, а в 2014 году, товары с шильдиком Евросоюз были у нас в основном китайского или индийского производства», — заключает экономист Дмитрий Адамидов.
Global Look Press | Cfoto/Keystone Press Agency/Ozon придется конкурировать с Alibaba
Операционная база давно перенесена из стран Евросоюза в Юго-Восточную Азию, также китайцами были выкуплен ряд европейских брендов, которые продолжают продаваться на российском рынке.
«Китайский онлайн-ретейлер Alibaba долго и дешево поставляет товары на российский рынок, а Ozon пытается навязать ему борьбу за счет подобных решений, чтобы получать маржу с таких продаж», — резюмирует Адамидов.
В следующие годы начнется борьба между маркетплейсами, и это положительно скажется на потребителях. Чем больше конкуренции, тем меньше будет отпускная цена.
«Посмотрим, что у Ozon получится: китайцы брали свое массовостью и ценой, хотя здесь также имеются нюансы – цены на Alibaba уже не такие низкие, а китайские производители пытаются делать премиальные марки», — констатирует Адамидов.
Решение логичное: никто не хочет отдавать китайским компаниям российский рынок потребительских товаров, который сегодня уменьшился в товарном объеме, но в будущем неизбежно пойдет в рост, речь идет о миллиардах долларов.
Россия увеличивает торговлю с Китаем«Кризис закончится, а расходы населения возрастут. По статистике первое что россияне сократили из потребления в 2022 году, так это покупку одежды, но этот тренд поменяется, и тот, кто среагирует на него быстрее, получит прибыль», — заключает Адамидов.Параллельный импорт пойдет в рост
Кроме китайцев будут развиваться торговые связи с Турцией и странами Юго-Восточной Азии, а также параллельный импорт: советского человека нельзя лишить кроссовок Adidas, поэтому западные бренды продолжат приходить в Россию.
Здесь возможны два варианта: работа небольших перекупщиков – так называемых байеров, и системный завоз продукции. Оба направления потребуют государственного контроля с точки зрения защиты прав потребителей.
«В 2022 году начали оптом выкупаться коллекции у H&M, IKEA и других марок. Оптовая торговля здесь останется, но, чтобы не нарушать санкции, сделки будут заключаться где-то за российской таможенной границей», — резюмирует Адамидов.
Предложение на рынке восстановится – вопрос упирается в цену и места продаж. Фирменные магазины уйдут в прошлое, западная продукция будет покупаться россиянами через Интернет и онлайн-ретейлеров вроде Ozon.
Экономист Дмитрий Адамидов«Позиции российских операторов усилятся – они начнут класть в карман часть маржи, которая раньше полностью уходила западным брендам. Поменяется структура продаж и система посредников», — констатирует Адамидов.
Нет сомнений в том, что российский рынок будет наполнен товарами, проблема упирается в покупательную способность россиян и рост российской экономики. Решение данных задач закроет вопрос с эффективностью западных санкций.