Китайский проект Минтранса обойдется без высокоскоростных магистралей
Министерство транспорта России планирует вложить более 30 млрд долларов в развитие транспортной инфраструктуры восточной части страны. Войдет ли в проект строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ), рассказывает ФБА «Экономика сегодня».
Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Минтранс представил семь проектов развития железных дорог в азиатском направлении, чтобы снизить напряженность грузового и пассажирского трафика. Речь идет о международном сообщении с Китаем, транспортный коридор в Поднебесную намерены провести через соседнюю Монголию. Дорога свяжет Республику Тыва и Красноярский край с Транссибирской магистралью.
В общей сложности в рамках проекта будет проложено около 370 км путей, они составят три тысячи километров железнодорожного полотна. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на презентацию профильного министерства.
Актуальность азиатского направления объясняется сложностями в логистике из-за антироссийских санкций стран Запада: с начала специальной военной операции на Украине Россия ищет новые возможности для перераспределения грузовых потоков.
Проекты ВСМ заморожены
Ранее в министерстве планировали построить высокоскоростную магистраль от Казани до Китая, но проект был приостановлен в пользу московского направления. Поезда, курсирующие по ВСМ, в два раза быстрее «Сапсанов», они развивают скорость до 400 км/ч. На проекты ВСМ в России делались большие ставки, в особенности на транспортный коридор Москва — Санкт-Петербург, но с началом спецоперации и запуском нескольких пакетов санкций проекты магистралей в России были заморожены.
Строительство высокоскоростных дорог приостановлено сейчас во всем мире, и вероятность того, что анонсированный Минтрансом проект предполагает строительство ВСМ, равна нулю. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт в области транспорта, логистики и стратегического развития Яков Гуревич.
«Как минимум нужно, чтобы Китай был в этом заинтересован, а для подобных вещей у него есть собственные ресурсы. На своей территории Россия может строить все что угодно. Но тут явно нужно будет вложить и в инфраструктуру Казахстана и Монголии. Не нужно будет вкладываться только в инфраструктуру Китая, ему не требуются посторонние вложения, он сам справится, если увидит в этом хоть какую-нибудь необходимость. А необходимости я такой не вижу», — прокомментировал эксперт.
Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Строительство высокоскоростных магистралей обходится на порядок дороже обустройства обычной железнодорожной инфраструктуры, и сумма, заявленная в проекте, вряд ли покрыла бы все расходы, считает эксперт.
«З0 млрд — сумма нереалистичная, равно как и сроки сдачи объектов — к 2030 году», — сказал собеседник издания.Спрос на поставки из России растет
Обсуждение амбициозного проекта министерства транспорта происходит на фоне все более растущих потребностей рынка: уже весной Китай увеличил экспорт российской нефти на рекордные 55%. При этом для увеличения объема отгрузки углеводородов в Китай совсем не обязательно строить километры железных дорог.
«Если речь идет именно о транспортировке нефти, то дешевле строить нефтепровод», — считает Яков Гуревич.
В условиях санкций будущий проект не предполагает строительство ВСМ, но тем не менее азиатские железнодорожные транспортные коридоры необходимы для покрытия потребностей растущего объема грузоперевозок.
Ранее ФБА «Экономика сегодня» писало, что в Приморском крае намерены развивать торговое сотрудничество с соседней Монголией. Планы взаимодействия были озвучены на двусторонней встрече первого вице-губернатора региона Веры Щербиной и генконсула Монголии Дэмбэрэл Нямцэрэн. Самые востребованные экспортные товары из Улан-Батора — мясо, кожа и кашемир.
Раиса Малиновская