Китаю российских углеводородов и сырья много не бывает, но всё упирается в неразвитость отечественной инфраструктуры
Пагубная стратегия Минфина и ЦБ РФ — складывать деньги в «кубышку», а не инвестировать в российскую экономику, нанесла очередной удар. Отечественная инфраструктура не готова существенно увеличить экспорт углеводородов и сырья в КНР, экономика которой испытывает масштабный энергетический кризис.
А впереди, по прогнозам синоптиков холодная зима, поэтому северо-восточные регионы Китая, которые рядом с Россией, с большой долей вероятности могут столкнуться с их дефицитом. В силу этих обстоятельств, власти Китая обращаются к России с просьбой рассмотреть возможность увеличения поставок, что подтверждает посол РФ в КНР Андрей Денисов.
В отличие от Евросоюза, энергетический кризис в котором вызван дешёвым популизмом и банальными просчётами европейских политиков, в Китае он спровоцирован резким выходом её экономики из пандемического кризиса.
И вызвано такое желание китайских властей вовсе не любовью к российскому бизнесу. Поднебесная осознанно и в плановом порядке сдерживает добычу угля и руды у себя на территории. Она стремится усилить свой производственный потенциал на перерабатывающих мощностях, которые наносят меньший ущерб экологии и приносят больше прибыли на единицу трудозатрат и инвестиций.
Ради этой цели и сдерживанию выбросов CO₂ в атмосферу в Китае готовы даже выплавлять меньше собственной стали, сократить добычу угля, увеличивая экспорт руды, сырья и углеводородов.
В результате КНР готова увеличивать закупки не только газа, самого экологичного топлива, месторождений которого в Китае практически нет, но и низкопримесных коксующихся углей, ближайший доступный источник которых находится на расстоянии вытянутой руки, в России.
Казалось бы, чего ещё желать российскому бизнесу — экспортируй уголь, газ, руду, другие полезные ископаемые. Ан нет, «собака зарыта» в государственном монстре РЖД, который годами не занимался расширением транспортной инфраструктуры, кивая на отсутствие необходимых финансов.
Помочь ему могли Минфин и ЦБ РФ, но у них были другие цели. Всё, что годами зарабатывали от экспорта углеводородов, они, прикрываясь благими намерениями, а точнее выполняя указания МВФ, складывали в «кубышку», то есть в ценные бумаги и валюту враждебных России государств.
В результате модернизация и расширение Восточного полигона, БАМа и Транссиба, начали тогда, когда должны были давно закончить. Полное завершение работ с выходом на пропускную способность в направлении морских портов и пограничных переходов на Дальнем Востоке до 180 миллионов тонн планируют только к 2024 году.
Возведение железнодорожного моста на пограничном переходе Нижнеленинское — Тунцзян находится на завершающем этапе. Его запуск очень помог бы сейчас наращиванию угольных поставок в Китай, но пока это перспектива, очень хочется верить, что не слишком отдалённая. Тем более что не только российский уголь представлен на китайском рынке.
Кроме угля, России богата природным газом. В 2020 году по трубам газопровода «Сила Сибири» его поставки в Китай составили где-то 5 млрд. м³. За девять месяцев 2021 года, по предварительным данным, в КНР уже поставлено 7,1 млрд. м³, планируется довести до 10 млрд. м³. Но если сравнить с Туркменистаном, то в 4 раза меньше.
Сейчас газопровод транспортирует газ с Чаяндинского месторождения. В конце 2022 года подача газа в «Силу Сибири» должны начаться с ещё одного месторождения — Ковыктинского. А пока до проектной мощности в 38 млрд. м³. в год ещё очень далеко.
Не менее перспективное направление — поставки российского СПГ в Китай, так как себестоимость российских установок по сжижению газа на Ямале ниже, чем у американских и ближневосточных конкурентов. Для «Новатэк» это открывает большие перспективы. Сегодня российская доля сжиженного газа на китайском рынке ничтожно мала.
Конечно, в погоне за китайским рынком необходимо заботиться и о рынке внутреннем, чтобы повышенный спрос на экспорт по всё более высоким ценам на газ, уголь или мазут, не потянул бы за собой по цепочке резкое подорожание этих видов топлива в России.
И здесь необходимы не новые демпферы, которые вытягивают средства из бюджета, но не позволяют долго сдерживать внутренние цены, а разумные квоты для экспортёров, пропорциональные объёмам их поставок этих самых видов топлива на внутренний рынок, причём по регулируемым ценам, дабы не потворствовать искушению подвинуть их поближе к очень выгодным экспортным.
Ситуация на китайском рынке для российского бизнеса сегодня более чем благоприятная. Но если посмотреть на неё объективно, то всё как у И.А. Крылова: «Хоть видит око, да зуб неймёт».
Остаётся надеяться, что Европа продолжит «гнуть свою зелёную линию», усугубляя конкурентные способности своей промышленности, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе начнётся бурный рост не только китайской, а и индийской и других экономик.
Глядишь, и в Правительстве России к этому времени изживут как класс «либерал-демократов», а реализуемые в стране инфраструктурные проекты запустят в эксплуатацию, ведь с сырьём и углеводородами и сейчас проблем нет.