«КНДР строит для России ракетные корветы». Такое возможно? Полвека назад СССР стоил в Польше десантные корабли. Почему даже Союз так делал?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>"КНДР строит для России ракетные корветы". Такое возможно? Полвека назад СССР стоил в Польше десантные корабли. Почему даже Союз так делал?ВчераВчера4014 минМногоцелевой корабль на верфи в Нампо (КНДР). Южнокорейская разведка National Intelligence Service (NIS) утвеждает, что эти корабли могут строиться по заказу России. Фото ЦТАКМногоцелевой корабль на верфи в Нампо (КНДР). Южнокорейская разведка National Intelligence Service (NIS) утвеждает, что эти корабли могут строиться по заказу России. Фото ЦТАК
Несмотря на чрезвычайно развитый и даже немного раздутый военно-промышленный комплекс, Советский Союз далеко не всё делал для своей армии и флота сам, хотя полная стратегическая автономность в оружии была одной из важнейших целей позднего СССР. Целый ряд заказов, к примеру, для ВМФ, размещался в других странах. Возьмем большие десантные корабли проекта 775, многие из которых и поныне находятся в строю. Это один из тех редчайших случаев, когда не только строительство, но и проектирование серийного корабля военно-морского флота происходило вне пределов Советской Родины. Главным конструктором стал известный польский инженер-корабел Олек Высоцкий, на тот момент главный инженер "Северной верфи" города Гданьска. Гданьский морской завод "Stocznia Północna" с середины 50-х годов сотрудничал с советским ВМФ. И БДК проекта 775 — самый большой успех этого совместного "творчества". Они были одними из наиболее продвинутых кораблей в своем классе.
Большой десантный корабль проекта 775. Помимо Польши, корабли для ВМФ СССР строили ещё и в ГДР. К примеру, малые десантные корабли, противолодочные корабли и тральщики. Фото МО РФБольшой десантный корабль проекта 775. Помимо Польши, корабли для ВМФ СССР строили ещё и в ГДР. К примеру, малые десантные корабли, противолодочные корабли и тральщики. Фото МО РФ
Польшу, как основного исполнителя заказа избрали по нескольким причинам. Первая, это то, что они, соблюдая все требования, готовы были строить корабли в полтора раза быстрее советских заводов. И второе — грамотный персонал с высокой инженерной культурой. Был в этом и ещё один, можно сказать, секретный аспект. Это попытка проявлять мягкую силу. Дело в том, что гданьская верфь стала в Польской Народной Республике одним из центров национального недовольства и сопротивления "оккупации Советов". И Москва пыталась сделать поляков лояльнее, хотя вышло так себе. Уже потом, когда СССР ушел, "Северные верфи" начали влачить жалкое существование и теперь ужались до состояния небольшого предприятия. Но, как говорил один известный боксёр: "Сегодня в завтрашний день не только лишь все могут смотреть". И потому профсоюз "Солидарность", выросший в судостроительной среде Гданьска, собственную отрасль и погубил. Но это, как говорится, уже совсем другая история. Что касается БДК проекта 775 вышли они достаточно ладными. И потому 13 из 28 построенных до сих пор верой и правдой служат флоту и замены им нет. А для чего я вспомнил эту давнюю историю?
Польские судостроители долго боролись с "советской оккупацией", а получилось, что пилили сук под собой. Из крупнейшей верфи в Польше "Stocznia Północna" превратилась в небольшой судоремонтный завод. Фото GWПольские судостроители долго боролись с "советской оккупацией", а получилось, что пилили сук под собой. Из крупнейшей верфи в Польше "Stocznia Północna" превратилась в небольшой судоремонтный завод. Фото GW
Недавно, в аналитическом материале южнокорейского агентства Рёнхап, один из тамошних экспертов вспомнил , как поляки делали очень важные корабли для могучего СССР, и никто по этому поводу особо рук не заламывал. Как раз накануне разведчики по открытым источникам из южнокорейской секретной службы NIS внимательно изучали новые презентации от весельчака Кима и обнаружили посещение им судоверфи в северокорйском городе-порте Нампо. Прямо сейчас там ведется строительство нескольких многоцелевых кораблей, два из которых стоят, по оперативным данным южнокорейской разведки, в отдельном боксе, и к их строительству привлечены самые квалифицированные инженеры и специалисты предприятия.
Начиная с 2022 года здесь часто видят европейского вида сотрудников, говорящих на русском. Выводов из всего этого делается два. Либо россияне передали северянам данные одного из своих ракетных корветов, к примеру, известного экспортного проекта 20380. Либо, чтобы ускорить пополнение собственного флота, наш ВМФ на пробу заказал два многоцелевых корабля северокорейцам. В последнее время их инженерная культура неизмеримо выросла, а нечеловеческим трудолюбием корейцев вряд ли кого-то можно удивить. Те же южане достигли колоссальных успехов в кораблестроении, используя чужие технологии, чтобы начать делать свои. И ничто не может помешать сделать тоже самое северянам.
Определенное сходство северокорейского корвета с нашим "Стерегущим" проекта 20380, конечно присутствует. Но сам факт такого заказа вызывает большиее вопросы. Фото МО РФОпределенное сходство северокорейского корвета с нашим "Стерегущим" проекта 20380, конечно присутствует. Но сам факт такого заказа вызывает большиее вопросы. Фото МО РФ
Трудно сказать, как относиться к такому сотрудничеству, если это, конечно, правда. С одной стороны, хочется, чтобы российская отрасль военного судостроения была полностью самодостаточной. С другой, ничто так не связывает страны, как военно-техническое сотрудничество. И северокорейцы, под руководством российских спецов, вполне могут делать хороший продукт, попутно повышая собственные компетенции.
Уважаемые друзья. Заходите к нам на телеграм-канал (по синей ссылке). Все что мы не можем публиковать на Дзене, есть там. Лента насыщена новостями с нашей оценкой, и много дополнительных авторских материалов. Это интересно и не скучно. Ждем вас всем сердцем. Спасибо!