Когда даже природа против
Это река По около Турина в Северной Италии — именно так выглядят сейчас многие реки в Европе. Грязный ручеек посередине русла — и все. Воды не хватает ни для полива, ни даже для питья — и вместе с тем быстро исчезают ледники на вершинах окрестных гор.
Но это Южная Европа, там такие вещи происходят регулярно. То, что творится с Рейном в Германии, тоже наводит на печальные мысли — и это все сильнее начинает влиять на энергетический баланс Евросоюза.
Уровень воды на Рейне, главной артерии Западной Европы, снижается. По информации Bloomberg, на отдельных участках реки, в том числе у Дуйсбурга, уровень воды упал до самого низкого уровня за последние 15 лет.
В результате страдают речные перевозки – так, баржи, доставляющие дизтопливо из Роттердама в Германию, при грузовместимости 2,5 тыс. тонн вынуждены грузить лишь 1,6 тыс. тонн, сообщает издание со ссылкой на отчет судовых брокеров Riverlake.
Аналогичная ситуация с углем для немецких тепловых электростанций.
Если жаркая погода с отсутствием дождей сохранится, сроки формирования запасов энергоносителей в преддверии холодного сезона могут быть сорваны.
В первую очередь, отмечают в Bloomberg, это может ударить по Германии, которая планирует в этом году увеличить импорт энергетических углей на 10 млн тонн против обычного, направив его на выработку электроэнергии, а газ использовать для нужд промышленности и отопления.
На фоне растущих цен на электричество Германия рассматривает возможность возобновить работу ряда законсервированных ранее тепловых электростанций, работавших на угле. Но, помимо снижения осадки, проблему представляет дефицит речных судов – по причине планировавшегося отказа от угля часть их в последние годы была продана. Кроме того, часть флота, пишет со ссылкой на аналитиков S&P Global Platts, переориентирована на вывоз украинского зерна.
В 2020 году по Рейну было перевезено порядка 17 млн тонн угля и 28 млн тонн нефтепродуктов, по обеим позициям было отмечено снижение в сравнении с объемами перевозок 2019 года.
Как видим, зеленая повестка в самом разгаре — и, самое смешное, что на этом фоне Евросоюз увеличивает углеродный налог с 10 до 80 евро за тонну выбросов.
Честно говоря, было бы вполне оправданным отложить введение этого налога — судя по всему, будущей зимой Европа будет черной от угольной сажи. Это не метафора, законсервированные угольные станции вводятся в строй с пугающей скоростью, ибо у Евросоюза есть вполне обоснованные опасения, что Россия может воспользоваться текущей ситуацией и загнать существенную часть Запада в состояние энергетической бедности — благо, есть за что.
Из-за сильной жары электросеть Техаса находится на грани срыва. Спрос на электроэнергию растет, поскольку люди включают кондиционеры. Но тем временем скорость ветра упала до крайне низкого уровня, а это означает, что парк турбин штата составляет всего 8% от их потенциальной мощности.
Техас может быть нефтяным и газовым центром Америки, но он также долгое время был крупнейшим ветроэнергетическим штатом страны. Возобновляемый источник энергии стал очень политизированным: некоторые критики обвинили замерзшие ветряные турбины в отказе энергосистемы Техаса во время смертоносного зимнего шторма в прошлом году, хотя сбои на электростанциях, работающих на природном газе, были большей причиной.
Слушайте, это ведь только лето пришло. Что будет, когда упадет снег, просто страшно представить — и опасения европейцев по поводу нашего газа не лишены оснований. Россия набита валютой под завязку, хвала Еврокомиссии и Третьему энергопакету, поэтому Газпром может запросто выплатить неустойки по прерванным контрактам и помахать Европе ручкой — в ответ та просто протянет ножки.
Энергетический кризис зачастую принимает совсем уж комические формы. К примеру, в прошедшие пятницу и субботу были задержаны 65% рейсов Air Canada, в воскресенье — 70%. Это связано с крайне высокой стоимостью авиационного топлива, что заставляет авиакомпании напихивать в лайнеры максимум пассажиров.
В итоге происходят вещи, ранее невероятные. К примеру, на одном из самолетов канадской авиакомпании умоляли 25 пассажиров покинуть борт из-за перегрузки — но и это еще не все. Когда высаженные пассажиры прилетели в пункт назначения другим бортом, оказалось, что их багаж так и остался в порту вылета, все из-за той же перегрузки:
В субботу рейс из Денвера приземлился в Монреале, Канада, около 10 часов вечера, где, по словам пассажира, не было наземных служб, чтобы подрулить к выходу. Это заставило пассажиров ждать еще «два часа, сидя на летном поле», — сказал он Insider.
У выхода на посадку пассажир рассказал, что ему заявили, что рейсов до его конечного пункта назначения больше нет, а это значит, что ему придется провести ночь в отеле в Канаде.
21-часовой хаос в пути этого западного пассажира отражает почти все проблемы, с которыми сталкивается авиационная отрасль сегодня: цены на топливо, нехватка рабочей силы, экстремальные погодные условия, проблемы со сторонними поставщиками и отсутствие багажа — плюс неизбежная техническая неразбериха.
В Европе с авиакомпаниями все еще веселее — часть из них находится на грани банкротства из-за антироссийских санкций. Я уже писал о том, что увеличение длительности маршрута из Европы в Азию приведет многие компании к разорению — ну вот, именно это мы сейчас и наблюдаем восхищенными глазами. Маршруты через Дубаи, Индию и Южный Китай вместо маршрутов через Сибирь оказались слишком дорогими и слишком долгими — и стоит помнить, что азиатские перевозчики сейчас собирают все сливки с этих маршрутов, ибо их страны санкции не вводили. Следовательно, ответных санкций они тоже не получили и продолжают пользоваться нашим небом.
И вот какая петрушка взошла на нашей геополитической грядке: в Европе лютует засуха, в Америке — лесные пожары, зной и безветрие. И если в США еще соберут с полей урожай этого года, то с Европой все далеко не так однозначно. Могут собрать лишь часть урожая или вообще ничего не собрать — основные проблемы сейчас как раз с водой для орошения посевов. Не везде, но в очень многих местах.
На этом фоне скромные признания Лондона и Рейтерс, что Британия «вынуждена покупать до 10% всей необходимой нефти» у России, выглядят уже почти безобидными шалостями — эка невидаль, вон испанцы с французами на российский газовый пирог рты раззявили, объедают старушку Германию, обходят на всех поворотах.
Так что обмеление По, Рейна и снижение уровня воды в Дунае — это такой знак для европейских правителей. Символ, если хотите — или одумайтесь, или начнется атата-менеджмент со стороны разгневанных небес.
Правда, во вменяемость европейцев лично мне верится все меньше и меньше. Так что не стесняйся, Господь, принимай исчерпывающие меры.
Прошлый раз с Содомом и Гоморрой получилось очень внушительно, почти на пару тысячелетий хватило.