Когда в бюджете дефицит
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Когда в бюджете дефицитСегодняСегодня5752 мин
В 2025 году федеральный бюджет впервые за многие годы может столкнуться с реальной проблемой дефицита. Причем не управляемого, а спонтанного. 2020 и 2022 годы мы прошли уверенно. Сейчас, казалось, ситуация успокоилась. Однако внутренние причины оказались гораздо опаснее внешних вызовов.
Таковых причин, по которым у бюджета могут возникнуть серьезные риски, две. Первая — политика Минфина, вторая — политика ЦБ. И если ведомство Набиуллиной прямо не отвечает за управление казной (им на это все равно, как и на экономику), то комплекс ошибок, совершенный ведомством Силуанова ранее, привел ситуацию к той, которую мы имеем сейчас.
Главных можно выделить две: формирование нефтегазовой части бюджетных доходов и управление госдолгом. Из-за использования данных британского агентства Argus по определению стоимости Urals, бюджет теряет до 1 трлн рублей ежегодно. Размещения же ОФЗ с плавающим купоном и фиксированным по рыночной ставке привели к росту расходов на обслуживание госдолга практически до 3 трлн рублей. Хотя главными бенефициарами аукционов ОФЗ являются госбанки.
Однако все это еще можно было пережить, если бы не политика Центрального Банка. Рост ключевой ставки до неадекватно высокого уровня взвинтил упомянутые расходы бюджета на обслуживание госдолга. Но, главное, началось "охлаждение" экономики, что привело к снижению темпов роста ненефтегазовых доходов. В первом квартале их объем составил всего 6,4 трлн рублей, что на 10,6% выше, чем годом ранее. Темпы сопоставимы с инфляцией, то есть, в реальном выражении ненефтегазовые доходы не растут. Искусственное "укрепление" рубля, которое проводят финансовые власти для снижения темпов роста цен, стало еще одним негативным фактором для бюджета.
В общем, идеальный шторм. Но от общего перейдем к частном.
Минфин начал заниматься поиском источников для компенсации выпадающих доходов. И не нашел ничего лучше, чем взять дивиденды с ВТБ, который только восстановился после санкционного удара 2022 года, став самым пострадавшим от действий Запада банком. Вчера Наблюдательный совет ВТБ рекомендовал выплату дивидендов в размере 275 млрд рублей, из которых 220 млрд направятся в бюджет. Сумма для казны не очень большая, но сейчас и копейка рубль бережет.
С 1 июля 2025 года норматив достаточности капитала для банков увеличится с 9% до 9,25%. У ВТБ данный показатель на 30.04 составил 9,9%. Выплата дивидендов отнимет 1,1%. То есть, показатель уйдет ниже необходимого. Здесь что-то, конечно, придумают. Например, во втором квартале найдут у банка новую бумажную прибыль, а ЦБ сделает индивидуальные исключения. Но тем не менее.
Для чего сейчас нужно играть в такие рискованные игры, когда риски можно было предотвратить сильно заранее? Например, все эти годы продавать банкам (в том числе, ВТБ) флоатеры не с привязкой к ROUNIA, а с привязкой к инфляции (КС у нас все равно почти всегда выше). Или же обязать банки покупать долгосрочные бонды с фиксированной доходностью в 10-12%. Тогда шараханий из стороны в сторону было бы меньше.
А сейчас что Минфин, что ЦБ вынуждены принимать лучшие из худших решения, исправляя проблемы, которые стали возможными из-за годами проводимой ошибочной политики.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!