Конец Бреттон-Вудской системе. Путин обозначил главный приоритет БРИКС
В ходе выступления на Деловом форуме БРИКС Президент России Владимир Путин впервые обозначил главный приоритет объединения, после достижения цели по которому можно будет уверенно заявлять об экономическом суверенитете. Это создание независимой от Запада финансовой системы, альтернативной Бреттон-Вудской.
Несмотря на активно идущий процесс распада доллароцентричной системы альтернативы пока не появилось. С другой стороны, новые механизмы, очевидно, будут существенным образом отличаться от старых. Хотя бы потому, что в системе макрорегионов не может быть единой валюты и де-факто единого эмиссионного центра, коим до недавнего времени являлся МВФ, контролируя финансовый сектор большинства стран мира.
В новой системе будет несколько основных валют стран-лидеров ведущих макрорегионов. Однако денежный обмен между ними во избежание перекосов и дисбалансов должен контролироваться общими для всех правилами через наднациональные (в хорошем смысле) структуры.
Понятно, что необходимо создание альтернативной западной и единой финансовой инфраструктуры БРИКС. Целесообразность данного вопроса уже не обсуждается, всем это ясно. Поэтому ждем конкретных решений на следующей неделе на саммите в Казани.
А вот что касается общих правил, то Владимир Путин впервые предложил структуру, на базе которой они могут быть выработаны и реализованы. Это Новый банк развития (НБР) БРИКС.
Как и многие другие организации подобного типа, НБР был создан относительно давно – в 2014 году. Хоть 10 лет – небольшой срок, но намеренно пишу «давно», поскольку за это время он по большей части существовал лишь формально. Впрочем, и сам БРИКС долгие годы особыми успехами похвастаться не мог.
Однако сейчас геополитическая и геоэкономическая ситуация в мире изменилась. Достаточно посмотреть на цифры. БРИКС контролирует около 40% мирового ВВП, а также четверть мирового экспорта. По итогам 2024 года совокупный объем экономики объединения вырастет на 4%, что окажется выше среднемирового уровня (3,2%) и, тем более, стран G7 (1,7%). Разумеется, в таких обстоятельствах нужна институционализация БРИКС.
Путин выдвинул несколько предложений по дальнейшей роли Нового банка развития. Выделю два основных.
Первое – инвестиционное финансирование крупнейших инфраструктурных и технологических проектов БРИКС, которые носят межгосударственный характер и важны для развития всего объединения. В качестве яркого примера одного из таких проектов можно назвать МТК «Север – Юг». Хоть финансовая модель и источники инвестиций здесь уже определены, НБР также может принять участие в его реализации.
МТК «Север – Юг» важен в том числе для БРИКС, поскольку свяжет два крупнейших будущих макрорегиона – российский и индийский, а также обеспечит выход на Аравийский полуостров (Саудовская Аравия и ОАЭ).
Второе предложение Путина – сделать НБР финансовым институтом для выгодного кредитования стран БРИКС, испытывающих экономические проблемы. Разумеется, при выполнении определенных обязательств. Для простоты понимания это можно сравнить с ролью МВФ в Бреттон-Вудской системе, но в отличие от глобалистской организации НБР должен быть действительно заинтересован в решении серьезных проблем у стран-участниц БРИКС.
И это вполне логично, ведь глобалистская система мироустройства имела конкретный центр принятия решений – Вашингтон (если еще точнее – Wall Street). В то же время, основополагающий принцип системы макрорегионов – децентрализация и наличие сразу нескольких центров силы. Чем сильнее страны БРИКС – тем выгоднее всему объединению.
Вряд ли Владимир Путин озвучил данные предложения просто так. С высокой долей вероятности они глубоко проработаны, а, возможно, уже негласно приняты всем объединением. Формальное же одобрение, скорее всего, произойдет на следующей недели в ходе саммита в Казани. Увидим.