Конец легенды — вертолёта «Апач»? 50 лет назад впервые взлетел AH-64 Apache. Накануне командование ВВС США заявило, что он больше не нужен.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Конец легенды — вертолёта "Апач"? 50 лет назад впервые взлетел AH-64 Apache. Накануне командование ВВС США заявило, что он больше не нужен.ВчераВчера4083 минMcDonnell Douglas (ныне Боинг) AH-64 Apache снят с серийного производства. А вот достойного преемника у него нет. В США потратили кучу денег и перебрали не менее десятка вариантов. Но в итоге так ни на чем и не остановились. Фото Армия СШАMcDonnell Douglas (ныне Боинг) AH-64 Apache снят с серийного производства. А вот достойного преемника у него нет. В США потратили кучу денег и перебрали не менее десятка вариантов. Но в итоге так ни на чем и не остановились. Фото Армия США
Нынешним летом легендарный американский ударный вертолёт McDonnell Douglas AH-64 Apache отпразднует свой крупный юбилей. Ровно пятьдесят лет назад он впервые взлетел с экспериментальной площадки в штате Аризона и поразил наблюдателей на редкость брутальным и воинственным видом. Потом разработчиком понадобилось ещё шесть лет и два миллиарда долларов, чтобы привести его к серийному состоянию. С момента постановки в строй, "Апач" участвовал в семи войнах и бесчисленном множестве мелких конфликтов. Началась его карьера в ходе американского вторжения в Панаму в конце 1989 года, а последнее боевое применение произошло в начале нынешнего, когда американский контингент в Сирии оказывал поддержку курдам из СДС когда тех активно теснили протурецкие прокси. За 50 лет карьеры "Апач набил огромное количество техники, и считается самым результативным ударным вертолётом в короткой истории этого вида армейской авиации. И, видимо, уже останется недостижимым, хотя зубастый конкурент у него имеется.
В мире есть только один вертолёт, способный приблизиться к AH-64 Apache по результативности. Как вы наверняка уже догадались, это российский Ка-52. Он, по сравнению с ветераном американской армейской авиации (на целых 25 лет) сравнительно молод, и ещё имеет шанс приблизиться к заслуженному к юбиляру, хотя и с этим могут быть проблемы. А вот у "американца" шансы ощутимо увеличить лицевой счет в любом виде заметно упали. Об этом неоднократно говорилось в кулуарах различных военных конференций, но ныне уже преподносится как факт на самое ближайшее время.
AH-64 Apache с ракетой AGM-114 Hellfire это то, что долго сниться иракским танкистам в самых лютых кошмарах. Только в ходе "Бури в пустыне" они уничтожили, по самым скромным подсчётам, более 280 танков. Фото армия СШАAH-64 Apache с ракетой AGM-114 Hellfire это то, что долго сниться иракским танкистам в самых лютых кошмарах. Только в ходе "Бури в пустыне" они уничтожили, по самым скромным подсчётам, более 280 танков. Фото армия США
Проблемы у AH-64 Apache начались ещё зимой прошлого года, когда за пару месяцев рухнули семь боеспособных машин и произошло всё бесконечно далеко от поля боя. Но тогда это казалось очередной "черной полосой", а теперь выясняется, что у целого ряда машин наметились серьезнейшие системные проблемы. Настолько серьезные, что об этом заявил один из наиболее влиятельных высших офицеров Соединенных Штатов, заместитель начальника штаба армии США по операциям, планированию и подготовке, генерал-лейтенант Джозеф Райан. Третьего июня 2025 года, выступая на коллегии Пентагона в Вашингтоне, он внезапно огорошил всех присутствующих резонансным заявлением:
"Мы существуем в эпоху, когда вертолёт над полем боя стремительно утрачивает свое оперативное значение и показывает крайне ограниченную эффективность. AH-64 уже не в состоянии повлиять на исход военного конфликта, а, тем более, выиграть войну, как в Ираке войну. Даже современные модели серии, версии 4 и 6, стоят на грани того, чтобы окончательно растаться с понятием "боевая эффективность". Наша армия отказывается от всех AH-64D, прекращает модернизацию версии E. В течение пяти лет мы планируем списать большую часть парка, оставив часть машин для вспомогательных целей. Серийное производство машин для американской армии больше производиться не будет".
Как и многие делавшие погоду на поле боя в 20 веке виды техники, "Апач" стал прямой жертвой безудержного развития дронов. Фото БоингКак и многие делавшие погоду на поле боя в 20 веке виды техники, "Апач" стал прямой жертвой безудержного развития дронов. Фото Боинг
Конечно, "Апачи" не исчезнут завтра, а в ряде стран пробудут на службе ещё десятки лет. Но это уже начало конца легенды. Приходится также констатировать, что пилотируемые вертолёты везде будут сходить на нет. Чёртовы дроны убивают и этот некогда очень значимый и по своему очень красивый элемент боевой мощи.
Уважаемые читатели "Зеленого края". Вынуждены к вам обратиться за
помощью, так как Дзен полностью перекрыл нам кислород с показами. Мы
можем выжить только с вашей помощью. Помочь каналу можно по этой ссылке, а также по реквизитам в комментариях. Последние месяцы мы работаем
исключительно с опорой на ваши пожертвования. Помогите нам, пожалуйста,
если есть такая возможность. Спасибо! Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!