Конец «Священного ветра». Ровно 80 лет назад последний летчик-смертник утопил эсминец США Callaghan. Откуда появились камикадзе-токкотай?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Конец "Священного ветра". Ровно 80 лет назад последний летчик-смертник утопил эсминец США Callaghan. Откуда появились камикадзе-токкотай?СегодняСегодня4354 минКартинка ВВСКартинка ВВС
В конце июня 1945 года союзные войска захватили японскую Окинаву, сделав положение императорской Японии фактически безнадежным. В Токио еще надеялись на ссору США и СССР, но это была одна из бесплотных иллюзий, не имевшая отношения к объективной реальности. Тем не менее, японцы продолжали сражаться и идти на смерть, даже понимая тщетность и безнадежность своего положения. В конце июля фактически прекратили свое существования отряды летчиков-смертников, в конце войны ставших основным "ударным" средством, приносившим хоть какой-то результат. Финальный акт этого необычного в истории войн 20 века явления произошел в 40 милях от поверженной Окинавы, ранним утром 28 июля 1945 года. В этот день американский эсминец USS Callaghan проводил дежурный рейд на линии контроля, дабы не допустить проникновения летчиков-смертников к стоянкам больших американских кораблей на окинавском рейде.
Эсминец класса Флетчер USS Callaghan в районе Окинавы, незадолго до своей гибели. Фото ВМС СШАЭсминец класса Флетчер USS Callaghan в районе Окинавы, незадолго до своей гибели. Фото ВМС США
В 8 утра наблюдатели заметили японский биплан Yokosuka K5Y, имевший у американских моряков прозвище "red dragonfly" ("Красная стрекоза"). Сам по себе самолёт такого класса, сделанный натурально из реек и ткани, никакого вреда эсминцу нанести не мог. Но к концу войны японцы приспособили их для полетов в один конец с 250-кг бомбой и летчиком-смертником "токкотай", или "симпу" за штурвалом. Зная это, американские моряки открыли шквальный огонь из зенитных орудий и наделали в K5Y множество лишних отверстий. Но из-за легкости конструкции и малого количества критически важных узлов у японский "этажерки", сбить её оказалось совсем непросто. "Красная стрекоза", почти касаясь неубираемыми шасси волн, все же добралась до правого борта эсминца и врезалась в него.
Yokosuka K5Y, предназначенный для разведки, оказался достаточно результативным как самолет-снаряд японских лётчиков-смертников. Фото Силы самообороны ЯпонииYokosuka K5Y, предназначенный для разведки, оказался достаточно результативным как самолет-снаряд японских лётчиков-смертников. Фото Силы самообороны Японии
Лётчику-камикадзе тогда сильно повезло, если такое понятие применимо к этой самоубийственной миссии. Бомба, запрятанная в биплане, взорвалась прямо напротив отсека, где хранились зенитные снаряды эсминца. Произошел пожар с детонацией, и через полчаса безуспешной борьбы за жизнь корабля, оставшаяся в живых после серии взрывов часть команды покинула тонущий USS Callaghan. Это был последний случай во Второй Мировой, когда японские лётчики из отрядов токкотай, жертвующих собой за великую идею империи Ямато, совершили по-настоящему неприятный удар по американскому флоту. В дальнейшем всё это превратилось в мелкие акты, а после сентября 1945 года и вовсе выродилось, став предметом многочисленных шуток, анекдотов, теорий заговора и научных трудов альтернативных историков. Лётчики-смертники, как массовое явление, просуществовали меньше года, однако, оставили глубокий след не только в истории 20 века, но и в массовой культуре.
В последний бой "симпу" брали с собой ритуальные катаны, хотя далеко не все из них относились к древним благородным родам. Фото национальный архив Токио. В последний бой "симпу" брали с собой ритуальные катаны, хотя далеко не все из них относились к древним благородным родам. Фото национальный архив Токио.
Первые отряды "симпу" стали креатурой одного из главных японских имперцев, вице-адмирала Такидзиро Ониси. 19 октября 1944 года он призвал добровольцев, готовых пожертвовать жизнью ради родины, вступать в ударные летные отряды "токубэцу ко". Всего за 10 месяцев существования, через них прошли до 2500 солдат и офицеров. Серьезной подготовки им не требовалось, ведь полет был в один конец. Впрочем, встречались среди них и настоящие асы в прошлом. Самым высокопоставленным "симпу" был легендарный японский вице-адмирал Масафуми Арима. Его Mitsubishi G4M протаранил авианосец USS Franklin, приведя к многочисленным жертвам среди команды. И хотя "Франклин" остался на плаву, этот удар стал одним из самых результативных актов токкотай. Всего летчикам-камикадзе удалось утопить 81 корабль союзников и ещё 195 получили сильные повреждения. В последние месяцы Второй Мировой на долю камикадзе приходилось до 60% поврежденных и утопленных кораблей ВМС США.
Дорогие читатели "Зеленого края". Мы вынуждены просить вашей финансовой поддержки, если у вас есть такая возможность. Канал работает только благодаря вашим добрым сердцам. Мы обещаем до последней возможности наполнять его интересными материалами и сохранять в бесплатном доступе для всех. Но очень многое зависит от вашей поддержки. Оказать её можно вот по этой ссылке, или номеру карты в первом комментарии. Спасибо, что вы с нами. От души!
Мы ждем Вас не только тут, но и на ТГ-канале. Там гораздо больше новостей и нет дзеновских запретов на любую тематику. Спасибо вам большущее!