Питбайки под запрет: как изменятся ПДД для внедорожных мотоциклов в России

https://cdn.abnews.ru/storage/wp-content/uploads/2025/07/active-man-riding-motorcycle-forrest-scaled.jpg__0_0x0.jpg

Российские власти готовят серьезные изменения в Правила дорожного движения, направленные на запрет эксплуатации питбайков и кроссовых мотоциклов на дорогах общего пользования. Инициатива вызвана растущим числом таких мотоциклов в городской среде и связанными с этим рисками для безопасности, сообщает АБН24 со ссылкой на автоэксперта Евгения Ладушкина.

Питбайки – компактные, легкие мотоциклы, изначально созданные для спортивных треков, бездорожья, трюков и обучения – все чаще встречаются на городских улицах и трассах. Однако их конструкция принципиально не рассчитана на смешение с обычным транспортным потоком.

«По своей сути такие мотоциклы действительно ближе к спортивному снаряжению, чем к транспортным средствам общего назначения: они рассчитаны на движение по специальным внедорожным трассам на высоких скоростях. Их тормозные системы, шины, светотехника и подвеска не соответствуют требованиям эксплуатации в оживленном дорожном потоке», – пояснил Евгений Ладушкин.

Эксперт подчеркнул ключевую проблему: значительная часть питбайков и кроссовых мотоциклов ввозится в страну не как полноценные транспортные средства, а как наборы запчастей или спортинвентарь. Это означает, что они не проходили обязательную процедуру одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которая гарантирует соответствие базовым стандартам безопасности для допуска на дороги.

Хотя формально езда на такой технике по дорогам общего пользования уже наказывается (как управление незарегистрированным ТС без ОСАГО и водительского удостоверения соответствующей категории), правоприменительная практика остается слабой. Отсутствие четких регламентов для сотрудников ГИБДД приводит к тому, что нарушения носят массовый и регулярный характер.

Новые поправки в ПДД призваны устранить правовую неопределенность. Они будут прямо запрещать выезд на дороги общего пользования для транспортных средств категории L (мототранспорт), которые не прошли ОТТС и не соответствуют установленным для дорог общего пользования требованиям по безопасности. Это напрямую касается классических питбайков и кроссовых мотоциклов, не имеющих светотехники (ближний/дальний свет, стоп-сигналы, поворотники), зеркал заднего вида, соответствующей резины и тормозов.

При этом Ладушкин обратил внимание на важное уточнение:

«Вместе с тем важно учитывать, что не вся подобная техника одинакова. Среди эндуро и даже питбайков встречаются модели, которые прошли сертификацию, имеют государственные регистрационные номера, полис ОСАГО и соответствуют требованиям безопасности. В таких случаях нет оснований ограничивать движение владельцев, соблюдающих правила, передвигающихся в шлеме и с полным комплектом документов».

Таким образом, под запрет попадет именно нелегальная, несертифицированная и не соответствующая требованиям безопасности техника. Владельцы мотоциклов типа эндуро, которые прошли все необходимые процедуры, зарегистрированы в ГИБДД и оснащены должным образом, смогут продолжать движение по дорогам на законных основаниях.

Эксперт также отметил важную роль мотосообщества в решении проблемы. Ответственные мотоциклисты могут стать примером для молодых водителей питбайков, формируя культуру безопасной и законной езды.

Ожидаемые изменения в ПДД направлены на повышение безопасности всех участников дорожного движения, минимизацию рисков, связанных с эксплуатацией неподготовленной техники в городской среде, и создание четких правовых рамок для контроля за подобными нарушениями.