Копенгагенская конвенция 1857 года запрещает Дании останавливать суда в Балтийских проливах

Копенгагенская конвенция 1857 года запрещает Дании останавливать суда в Балтийских проливах

Потом положения этой конвенции были подтверждены статьей 282 Версальского мирного договора, став обязательными для его участников. Конвенция не распространяется на военные корабли, военные суда могут свободно пересекать проливы, что регулируется общим международным правилом мирного прохода через международные проливы и Королевским указом 1976 года.

Так что говорит конвенция? Вот что:

В преамбуле Трактата 1857 года стороны указали, что «движимые одинаковым желанием облегчить и распространить торговые и мореходные сношения, ныне существующие между их государствами или производящиеся чрез посредство оных, как совершенною навсегда отменою всяких сборов, взимаемых с иностранных судов и их грузов, при проходе чрез Зунд и Бельты, так и освобождением от пошлин товаров, идущих транзитом по трактам, которые соединяют Немецкое море и Эльбу с Балтийским морем…»[4].

Согласно ст. 1 Трактата 1857 года Дания обязалась не взимать никаких таможенных, ластовых, маячных, бакенных или каких бы то ни было других сборов с корпуса или с груза судов. Причем в п. 2 особо отмечалось, что сборы, которые будут таким образом отменены и, следовательно, не могут быть впредь взимаемы ни в Зунде и Бельтах, ни в датских портах, не могут быть также восстановлены косвенно, посредством увеличения существующих портовых или таможенных сборов либо установления новых мореходных или таможенных сборов, ни каким бы то ни было другим способом. Кроме того, Дания обязалась сохранять и содержать в хорошем состоянии все огни и маяки, расположенные при входе в порты, гавани, рейды и реки или каналы, равно как и бакены, вехи и знаки, обеспечивающие судоходство в проливах, производить их своевременную замену и если того требует навигационная обстановка (ст. 2).

Копенгагенский трактат не возлагает на Данию каких-либо особых полномочий по обеспечению свободы торгового судоходства через проливы, и, таким образом, провозглашение в нем этого принципа надо рассматривать не как обязательство одной Дании, а как обязательство, гарантируемое всеми участниками трактата[5]. Однако этот аспект в силу юридической неопределенности его содержания и фактической регламентации режима проливов на основе законодательства Дании вступает в некоторое противоречие с нормами действующего международного права.

Особо следует подчеркнуть, что согласно положениям Трактата 1857 года никакое судно не может быть остановлено или задержано при транзитном проходе через Зунд и оба Бельта [Балтийские проливы].
<…>
Балтийские проливы — неразрывная часть Мирового океана, где установлен специальный правовой режим судоходства, и в силу этого Дания имеет ограниченный суверенитет над данными морскими водами.

Судя по всему, FT специально проигнорировало существование действующего Трактата 1857 года, потому что он как-то противоречит продвигаемым изданием "экологическим обоснованием" для "закрытия" проливов для российской нефти.