Коротко о главном. Русская авиация
На форуме «Армия-2022» были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. В настоящем материале обращу внимание на основные моменты.
Первое, на что стоит обратить внимание, так это на тотальное импортозамещение двигателей. Так, российско-французский SaM146, производство которых прекратилось в Рыбинске в конце марта этого года, будет в течение ближайших лет замещаться на полностью отечественные ПД-8. В настоящий момент завершена программа стендовых испытаний двигателя, на очереди — испытания в воздухе.
При этом, что важно, оснащаться двигателями ПД-8 будут не только полностью импортозамещённые SSJ-NEW, но и нынешние SSJ100, летающие на SaM146. Исходя из этого следует, что цифры, указанные в Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года, будут корректироваться в бОльшую сторону. О стратегии я писал здесь:
222222222
Так по 2030 году включительно планируется выпустить 314 двигателей ПД-8 при том, что самолётов SSJ-NEW — 142 единицы. То есть 284 двигателя для 142 самолётов + 30 двигателей на запас. Если речь идёт о тотальной ремоторизации, то, очевидно, двигателей потребуется больше. В настоящий момент SSJ100 эксплуатируется 168 единиц. Понятно, что для всех производить ПД-8 нет смысла, поскольку первое, назову это так, поколение «Суперджета» постепенно будет уходить в прошлое. Но хотя бы на половину самолётов ПД-8 устанавливать придётся. Следовательно, и двигателей необходимо в количестве 150-170 единиц в дополнение к заявленным 314 единицам.
Первый полёт SSJ-NEW намечен на середину 2023 года. Будет выпущено две единицы. Затем — по 20 единиц, начиная с 2024 года.
Далее. Первые самолёты Ту-214 будут переданы в авиакомпании уже в 2023 году. Далее из производство составит 10-12 единиц в год. До 2030 года планируется произвести 70 единиц Ту-214.
Новость, безусловно, позитивная. Ту-214 поможет поддержать летный парк авиакомпаний, пока будет раскачиваться производство МС-21.
При этом факт возвращения к Ту-214 демонстрирует полностью ошибочный подход к авиапрому, который был избран в «нулевые» годы, когда произошел отказ от развития линейки Ту-204. Да, модель уступает по своим характеристикам иностранным аналогам (B737 и А320). Тем не менее, серийное производство самолёта позволило бы сохранить и развить компетенции в авиапроме, поддержать отрасль. Хотя бы до того момента, пока не было принято стратегическое решение о создании МС-21.
И ещё в какой-то степени повезло, что Ту-204 находился в мелкосерийном производстве. Это модель, которая на 100% состоит из российских комплектующих. Сохранение мелкосерийного производства позволило в кратчайшие сроки нарастить масштабы по строительству новых самолётов данного типа.
Почему Ту-214, а не Ту-204? Причина проста. Ту-214 обладает повышенной дальностью полёта и способен совершать рейсы на Дальний Восток без дозаправки.
Что касается самолётов Ил-96, то начало их производства намечено на 2025 год.
Учитывая резкое сокращение рейсов, текущий флот российских авиакомпаний позволяет эксплуатировать зарубежную технику до того момента, пока она не будет заменена отечественными самолётами. Лётная годность будет поддерживаться путём каннибализации, что является абсолютно нормальной общемировой практикой.