Красное море: атаки хуситов убивают мировую морскую торговлю
По данным военной разведки Пентагона от атак хуситов в Красном море пострадало 65 государств и 29 крупных энергетических и транспортных компаний.
Нападения хуситов ставят под угрозу проход через Суэцкий канал, который соединяет Средиземное и Красное моря, предлагая кратчайший путь между Европой и Азией. По данному маршруту осуществляется около 12 процентов всей мировой торговли. Атаки на коммерческие суда в Красном море и последовавшие вслед за этим решения компаний усиливают опасения, что в мировой экономике может начаться новый «кризис цепочки поставок».
Как сообщает турецкое агентство Anadolu со ссылкой на онлайн-ресурс MarineTraffic, число прошедших через Суэцкий канал контейнерных судов, сухогрузов, Ро/Ро, судов с СПГ, жидким грузом и смешанным сухогрузом сократилось на 85 процентов за последние шесть месяцев.
В ноябре 2023 года, за месяц до того, как хуситы объявили об активизации атак в районе Красного моря, через Суэцкий канал прошло 1094 корабля, однако уже со следующего месяца коммерческое судоходство через эту ключевую артерию начало постепенно снижаться.
В декабре прошлого года через Суэцкий канал прошли 923 корабля. В январе 2024 года – 233, в феврале – 94 в марте – 85. В апреле через Суэцкий канал проследовало 159 судов.
Судоходство через Баб-эль-Мандебский пролив за тот же период сократилось на 60,7 процента. В ноябре 2023 года через пролив прошло 341 судно, в декабре – 310, а в январе текущего года только 189. В феврале этот показатель сократился до 151, в марте – составил 152, а в апреле – 134.
Баб-эль-Мандебский пролив, также известный как «Ворота слёз», – канал шириной 32 км между Йеменом на Аравийском полуострове и Джибути и Эритреей на африканском побережье. Соединяет Красное море с Аденским заливом и Индийским океаном. Ширина западного канала пролива составляет 26 километров, а ширина восточного канала – 3 километра.
Со строительством Суэцкого канала на севере Египта Баб-эль-Мандебский пролив, являющийся частью сообщения между Средиземным морем и Восточной Азией, приобрел стратегическое и экономическое значение.
По данным Всемирной торговой организации, Баб-эль-Мандебский пролив сокращает морские рейсы в среднем на 14 дней по сравнению с другими альтернативными маршрутами.
Через него корабли из Азии и региона Персидского залива могут попасть с юга в Суэцкий канал, который сам по себе является крупным судоходным маршрутом. Направляясь в обход пролива, суда вынуждены идти гораздо более протяжёнными маршрутами, например, огибая южную часть Африки. Перенаправление судов к мысу Доброй Надежды продлевает время в пути на 10-12 дней.
Несмотря на это, с декабря 2023 года коммерческие перевозки через южную оконечность Африки значительно увеличились. Если в ноябре 2023 года через мыс прошли 1682 корабля, то в декабре года этот показатель составил 1800, в январе текущего года – 2 699, а в феврале вырос до 2 728.
В марте маршрутом через мыс Доброй Надежды воспользовались 2 922 судов, а в апреле 2 873 корабля. Таким образом, число прошедших вокруг него судов за последние 6 месяцев выросло на 125 процентов.
В частности, за этот период число контейнерных судов выросло на 260 процентов, а число танкеров с СПГ – на 180 процентов.
Количество грузовых перевозок через Суэцкий канал за последний год (до апреля) сократилось на две трети, пишет британская газета The Times со ссылкой на Национальную статистическую службу Соединенного Королевства (Office for National Statistics, ONS).
Грузоперевозки через Баб-эль-Мандебский пролив тоже сократились на 59%. Суда ряда крупных компаний, включая Maersk и Hapag-Lloyd, теперь идут по более протяженному маршруту, который занимает на 20 дней больше времени из-за обхода мыса Доброй Надежды.
Тем не менее, за прошедший год количество судов, использующих этот маршрут, увеличилось на 57%. Изменение пути судов привело к увеличению затрат на топливо и росту цен на контейнерные перевозки, возросла и стоимость страхования из-за повышенного риска нападений.
Компания по цепочкам поставок Drewry сообщила, что средняя цена перевозки контейнера увеличилась до 2 тыс.719 долл. США в апреле с 1 тыс. 390 долл. США в начале октября. Это всё ещё ниже почти 4 тыс. долл. США, которые были в январе 2024 г.
6 декабря 2023 года Пентагон заявил, что ведет переговоры о создании международной «Морской оперативной группы» с целью противодействия атакам хуситов на коммерческие суда в Красном море.
18 декабря 2023 года Пентагон объявил о начале операции «Страж процветания» (Prosperity Guardian) под эгидой многонациональных Объединенных морских сил для обеспечения безопасности судоходства в Красном море.
«Повстанцы из поддерживаемого Ираном йеменского движения «Ансаруллах» (хуситы) сообщили, что силы США и Великобритания нанесли десять авиаударов по провинцию Ходейда на западе Йемена. По данным телеканала «Аль-Масира», принадлежащего хуситам, американские и британские силы нанесли шесть ударов по Международному аэропорту Ходейда, еще четыре удара пришлись на йеменский остров Камаран в Красном море», – сообщило агентство «Анадолу» 18 июня.
В тот же день хуситы сообщили о поражении за последние сутки трех судов в Красном и Аравийском морях. Представитель движения «Ансар Алла» Яхья Сариа уточнил, что удар баллистической ракетой был нанесён по судну Verbena в Аравийском море. По его словам, с применением БПЛА и баллистических ракет атакованы также суда SeaGuardian и Athena в Красном море. Атаки совершены «в ответ на нападения США и Великобритании на Йемен» и будут продолжаться, пока не прекратятся нападения Израиля и не будет снята блокада, введенная против палестинского народа в секторе Газа.
По данным Международного валютного фонда (МВФ) синергия кризиса в Красном море и засухи в районе Панамского канала поставила под угрозу мировую морскую торговлю.
В последние несколько месяцев она сдерживалась перебоями на двух важнейших морских маршрутах. Нападения на суда в районе Красного моря привели к сокращению трафика через Суэцкий канал, кратчайший морской путь между Азией и Европой, через который обычно проходит около 15 процентов мирового объема морской торговли. Вместо этого несколько судоходных компаний направили свои суда вокруг мыса Доброй Надежды. Это увеличило сроки доставки в среднем на 10 и более дней, что нанесло ущерб компаниям с ограниченными запасами.
На другом конце света сильная засуха в Панамском канале вынудила власти ввести ограничения, которые существенно сократили ежедневные рейсы судов с октября прошлого года, замедляя морскую торговлю через еще один ключевой узкий проход, на который обычно приходится около 5 процентов мирового морского судоходства. торговля.
Объем транзитной торговли через Панамский канал упал почти на 32 процента по сравнению с предыдущим годом.
В январе и феврале 2024 года количество заходов в 70 портов в странах Африки к югу от Сахары снизилось на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответствующее снижение в Европейском Союзе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии составило 5,3 процента, отражая «временный эффект увеличения времени доставки. Если и дальше продолжаться, волновой эффект этих сбоев может временно затруднить некоторые цепочки поставок в пострадавших странах и вызвать повышательное давление на инфляцию (отчасти из-за более высоких затрат на доставку)».
С военной точки зрения атаки повстанцев Йемена, спровоцировавшие кардинальные изменения в мировой торговле и экономике, без сомнения, положат начало масштабному использованию дружественных прокси в войнах между ведущими военными державами.
Владимир Прохватилов