Красным морем теперь правят хуситы

Красным морем теперь правят хуситы7 прочтенийСегодняАмерика молча признала поражениеКрасным морем теперь правят хуситы

Если вы регулярно следите за новостями, то, вероятно, полагаете, что с блокадой Красного моря йеменской группировкой «Ансар Аллах», известной как «хути», покончено. В последние месяцы мы не слышали ни единого писка от «экспертов» по внешней политике об этом повстанческом движении. Значит ли это, что вопрос исчерпан? Мягко говоря, не совсем.

Сегодня блокада сильна как никогда, а американские военные отказались от попыток её снять. Всего две недели назад, столкнувшись со сдерживающим фактором, подкрепленным нулевой реакцией американских авианосцев, хути удалось взять на абордаж нефтяной танкер под греческим флагом, заложить взрывчатку и скандировать «Смерть Америке! Смерть Америке! Смерть Израилю!», когда судно загорелось. На прошлой неделе Пентагон без лишнего шума признал, что танкер всё еще горит и, судя по всему, из него вытекает нефть.

Это должно быть большой новостью: один из важнейших торговых путей в мире заблокирован отрядом боевиков, а флот США поднял вверх лапки в знак поражения и уплыл. И никто не хочет об этом говорить.

Причина этого, похоже, довольно проста: на Западе не просто испытывают чувство растущей неловкости, там больше не знают, как говорить о том, что происходит. В конце концов, предполагается, что американский флот — самый мощный в мире. Как настойчиво напоминают нам все военные фильмы последних двух десятилетий, достаточно одного авианосца, чтобы поставить развивающуюся страну на колени. Может, Америка и не сильна в «государственном строительстве», но зато она знает, как бомбить, пока не прекратится всякое сопротивление.

«Запад не просто испытывает чувство растущей неловкости, он больше не знает, как говорить о том, что происходит».

Конечно, Йемен — это место, где эти рассказы сталкиваются с реальностью. В отличие от Афганистана или Ирака, попытки разблокировать Суэц на самом деле не представляют собой какую-то расточительную «войну по выбору», от которой мы можем просто отказаться, когда она нам надоест. Если блокада продержится, это будет означать как минимум две вещи. Во-первых, весь мир получит драматическое доказательство растущего военного и политического бессилия Запада, что будет иметь реальные последствия для западной дипломатии в таких регионах, как Тихий океан. Во-вторых, что, возможно, более важно, Суэцкий канал — один из важнейших торговых путей в мире, и вынуждение контейнеровозов обходить его приведёт к сокращению предложения и структурной инфляции, особенно для европейских экономик. Европа и так уже страдает двойной болезнью — анемичным ростом и энергетическим кризисом; блокада крупного торгового пути — это как раз то, что нам нужно.

Однако именно это и произошло, и на этот раз США явно не знают, что делать. В декабре прошлого года ВМС США и Центральное командование США впервые начали операцию Prosperity Guardian, которая должна была обезопасить судоходство от ракетных ударов хути. В январе, когда эта миссия начала давать сбои, была начата операция Poseidon Archer, целью которой было заставить хуситов подчиниться и удержать их от дальнейших нападений на торговые суда. Результат оказался крайне неутешительным: спустя несколько месяцев потери йеменцев составили «по меньшей мере» 22 человека, а США потеряли несколько дорогостоящих беспилотников MQ-9 Reaper из-за противовоздушных ракет хути и двух морских котиков, утонувших при попытке задержать груз ракетных компонентов, направлявшихся в Йемен.

На первый взгляд, низкий уровень потерь говорит о простом отсутствии американской воли; многие скажут, что проблема в том, что США просто играют в детских перчатках. Но на самом деле это не так. США, по мере своих возможностей, пытаются точно идентифицировать оружие и пусковые площадки хути на территории Йемена, но есть одна проблема: они не могут этого сделать. В эпоху беспилотной войны, мобильных пусковых платформ и развитой туннельной инфраструктуры у США просто нет возможности идентифицировать и взорвать большинство беспилотников или ракет до их запуска. Эта проблема тоже не совсем нова: охота за «Скадами» была достаточно проблематичной во время первой войны в Персидском заливе, а ведь пусковые установки «Скадов» были огромными, громоздкими штуками. Сегодня, с новыми технологиями беспилотников и ракет, найти платформу для запуска беспилотников внутри горного хребта — все равно что искать иголку в стоге сена.

Есть и более очевидная проблема: беспилотники дёшевы, а американские ракеты-перехватчики и высокоточные управляемые бомбы чрезвычайно дороги. Кроме того, способ доставки этих бомб — пилотируемые реактивные самолеты — добавляет еще один слой расходов, поскольку стоимость реактивных истребителей может превышать 100 миллионов долларов, а если учесть обучение пилотов (не менее 10 миллионов долларов за базовую квалификацию), техническое обслуживание и инфраструктуру, то и гораздо больше. Другими словами, чем больше Америка будет воевать с хути, тем больше денег она потеряет.

В основе этой стратегии лежит то, что можно назвать модернизированным подходом к практике времен Второй мировой войны. Сегодня самолеты быстрее, авианосцы больше и используют ядерную силовую установку, а эсминцы оснащены ракетами, а не пушками, но обоснование их развертывания полностью ориентировано на прошлое. Использование пилотируемых самолетов для дальних бомбардировок когда-то играло центральную роль, потому что альтернативы не было; если вы хотели, чтобы большой шар со взрывчаткой точно приземлился по воздуху, наверху должен был быть человек, чтобы его направлять. Разумеется, сейчас это уже не так, но сочетание престижа, самодовольства и отсутствия функционирующей промышленной базы приводит к тому, что американские вооруженные силы все больше теряют свою значимость.

Результат этого сейчас можно наблюдать в Красном море. Хуситы только что атаковали там сразу два танкера с нефтью.

Суда MV Blue Lagoon I и MV Amjad получили повреждения в результате нападения хуситов, сообщило Центральное командование вооруженных сил США. Корабли шли по Красному морю под флагами Панамы и Саудовской Аравии. На борту одного из них находится около 2 млн баррелей нефти.

«Эти безрассудные террористические акты хуcитов продолжают дестабилизировать региональную и глобальную торговлю, а также подвергают опасности жизни гражданских моряков и морские экосистемы», — подчеркивается в пресс-релизе американского командования.

Если американский флот даже не может снять блокаду с Йемена, одной из беднейших стран мира, то идея снять блокаду с Тайваня — это полная фантазия. Если США не могут конкурировать с Ираном по производству вооружений, то идея о том, что они каким-то образом смогут превзойти Китай, должна быть немедленно отброшена.

Но именно поэтому поражение в Красном море будет встречено молчанием. Более чем любой другой конфликт, происходящий сегодня, оно подчеркивает кризис военной организации Запада, а также тот факт, что реальных путей его преодоления не существует. Признать свое бессилие — значит признать, что эра западной гегемонии уже закончилась. Не имея альтернативы, мы будем продолжать позволять хути взрывать корабли западников, а те — делать вид, что все это не имеетдля них значения.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».