Кризис в Афганистане как крупнейший дипломатический провал Индии

Кризис в Афганистане как крупнейший дипломатический провал Индии

Господство Талибана можно рассматривать и через призму индо-пакистанского конфликта, и усиления влияния Китая в Южной Азии. «Внешняя политика любой страны определяется ее географией». — Наполеон Бонапарт . В случае стран Южной Азии, как и внешняя политика, внутренняя политика также зависит от географии. События, разворачивающиеся в Афганистане, и возвращение талибов к власти в августе изменили динамику внутренней политики всех стран Южной Азии, особенно Индии и Пакистана. Для Пакистана возрождение талибов в Афганистане открывает значительные возможности, в то время как для Индии это серьезный вызов национальной безопасности.

В Нью-Дели господство талибов в Кабуле рассматривается через призму индо-пакистанского конфликта и усиления влияния Китая в Южной Азии. Напряженные отношения Нью-Дели с Пекином и Исламабадом серьезно повлияли на ее перспективы в Афганистане. В настоящее время Индия является одним из самых неблагополучных игроков в регионе. Неофициальный союз между Талибаном, Китаем и Пакистаном будет играть центральную роль в геополитике Азии с центром в постамериканском Афганистане. И Китай, и Пакистан приветствовали возвращение Талибана к власти.

Захват власти Талибаном в Афганистане может подпитывать затухающее повстанческое движение в спорном регионе Кашмир. В индийском истеблишменте существует твердое представление о том, что «Талибан» может использоваться как доверенное лицо для организации атак боевиков в Кашмире. Кроме того, политика Китая и Пакистана в отношении управляемого талибами Афганистана в целом совпадает друг с другом.

Но одна серая зона, где сталкиваются интересы, — это призрак того, что талибы позволят Афганистану стать платформой для международного терроризма. В этом случае сепаратистские движения в Китае, особенно в Синьцзяне, смогут получить большой импульс. Это также станет испытанием давней дружбы между Китаем и Пакистаном, который всегда считалась «выше гор и глубже океана».

Недавно Пакистан начал глобальную кампанию по легитимации правительства, возглавляемого Талибаном, при этом высокопоставленные официальные лица выступили с речами, комментариями и интервью. Пакистан призвал к немедленной помощи стране в целях развития, а также к снятию санкций с режима. Но, талибы не указали, что их основная идеология изменилась. Жертвы среди гражданского населения после прихода к власти талибов в Афганистане, — яркое тому свидетельство.

Между тем насилие в регионе Южной Азии увеличилось. В последнее время в Кашмире участились нападения боевиков, особенно против национальных меньшинств. В прошлый четверг в Кашмире были убиты два учителя , оба из которых принадлежали к меньшинствам в регионе, один индус и один сикх. Полиция не опознала нападавших, но ответственность за это взял на себя Фронт сопротивления, малоизвестная боевая группировка, действующая в Кашмире. Эти инциденты могут стать лишь началом нового повстанческого движения в регионе.

Индия давно стремилась играть более значительную роль в мировых делах, но захват власти талибами в Афганистане поставил под серьезный вопрос ее влияние в Южной Азии. Большая часть вины должна быть возложена на высшее руководство и министерство иностранных дел Индии, которые не сразу оценили ситуацию.

Медленный дипломатический подход. Индия потратила много драгоценного времени на развитие ситуации в Афганистане. Между тем, как бывший президент США Дональд Трамп начал переговоры с талибами, и запланировал вывод войск США был значительный временной лаг. Подход индийского истеблишмента к кризису был апатичным. Индия, похоже, не хотела признавать реальность на том основании, что талибы были законной заинтересованной стороной, даже несмотря на то, что эта группировка захватывала ключевые регионы Афганистана.

Но когда 15 августа талибы ворвались в Кабул, Индии пришлось изменить свою позицию и публично установить официальный диалог с руководством группировки. Но если бы Дели подготовился заранее, в политике не было бы никаких изъянов. Индия могла бы оказаться в гораздо лучшем положении в Афганистане, если бы у правительства была надлежащая институциональная база для заблаговременного просмотра различных сценариев, включая вероятный случай захвата власти талибами. Политика выжидания и наблюдения за развитием ситуации только ухудшает ситуацию с течением времени, кризис усугубляется, а возможности и пространство для благоприятных действий сокращаются. Политика догоняющего развития вряд ли лучше служит интересам страны. В настоящее время самой большой проблемой для Индии является признание правительства Талибана в его нынешнем виде.

Индии нужен активный ответ. Каким может быть новый курс действий для привлечения различных заинтересованных сторон в Афганистане? Индия уже инвестировала около 3 миллиардов долларов в инфраструктуру Афганистана, наращивание его промышленного потенциала и многое другое. Так что отказ от участия — это маловероятный вариант для защиты интересов страны и стабильности в регионе. Непрерывность работы Индии по наращиванию потенциала и развитию в Афганистане будет единственным способом сохранить влияние и добрую волю среди афганцев. Но Нью-Дели должен пройти по дипломатическому канату, признавая тот факт, что талибы никогда не станут на сторону Индии в вопросе поддержки демократии или прав женщин, но в то же время открывают страну для путешествий и обучения афганцам.

Требуется прагматический подход, такой как позитивный отклик на инициативу талибов по расширению контактов на индивидуальной основе, и в то же время талибы должны признать тот факт, что улучшение отношений произойдет только в том случае, если они будут защищать ключевые интересы Индии. против распространения насилия в Кашмире. Любое заявление или действие, ставящие под сомнение национальную безопасность Индии, только усугубят их положение. Оборонительная и наступательная дипломатическая стратегия Индии в зависимости от ситуации, складывающейся в регионе, будет контрпродуктивной. Что еще более важно, Нью-Дели необходимо разработать активный подход и предложить варианты политики для различных сценариев, включая войну на три фронта в будущем, задолго до того.

РАВИ КАНТ