Кризисный менеджер: обоюдоострое европейское наследие Ангелы Меркель
В течение десятилетия непрерывных угроз, от еврозоны до Brexit и Covid, уходящий канцлер Германии сосредоточивалась на сохранении единства ЕС.
Это был понедельник, 13 июля 2015 года, и на рассвете Ангела Меркель заявила, что все кончено: Греция покидает еврозону. После 15 часов ночных разговоров о кризисе это выглядело как катастрофа. Меркель собрала бумаги и направилась к двери. Если бы саммит завершился в тот момент, история Европейского Союза, его хрупкая валюта и наследие Меркель были бы совсем другими.
Но драма приняла другой оборот. Дональд Туск преградил ей дорогу, не дав уйти. Всю ночь президент Франции Франсуа Олланд уговаривал канцлера Германии ещё раз подумать. Затем Туск, президент Европейского совета, убедил ее воссоединиться с ним и премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом, предупредив о ставках для ЕС. «За пять лет переговоров между Олландом и Меркель это был уникальный случай, когда Олланд действительно выиграл битву с Меркель», — сказал Пьер Селлаль, тогдашний посол Франции в ЕС. Олланд помог убедить Меркель не рисковать «Грекситом», предположил Селлал: «Это был ящик Пандоры, последствия которого невозможно предсказать».
Но шесть лет спустя именно Меркель, а не Туска или Олланда помнят как спасительницу евро. Даже главный её критик Янис Варуфакис, бывший министр финансов Греции, сказал Би-би-си, что Меркель спасла евро, удержав Грецию, хотя он не согласен с тем, как она это сделала. Причина проста: Греция не смогла бы остаться в еврозоне, если бы ее крупнейший кредитор в ЕС, Германия, не согласилась на это.
Теперь, после 16 лет канцлерства и примерно 100 встреч на высшем уровне ЕС, будучи самым могущественным лидером Европы, Ангела Меркель готовится покинуть политическую сцену. Для ЕС это будет конец эпохи. В своих ярких блейзерах и безукоризненных заявлениях Меркель является неотъемлемой частью саммитов ЕС, как флаги и изысканные вина. Не тронутая скандалами, не поколебленная референдумами, канцлерин Германии видела, как многие лидеры приходили и уходили, в том числе четыре президента Франции, пять премьер-министров Великобритании и восемь премьер-министров Италии.
Но она оставляет обоюдоострое наследие. Хотя ей приписывают сохранение единства ЕС на протяжении более чем десятилетия непрерывных кризисов — еврозоны, миграции, Брексита, Трампа, а затем и коронавируса — критики сетуют на то, что они считают её отсутствием видения. Для некоторых ее подход был auf Sicht fahren — вождение вслепую. Она преодолевала каждую кризисную ситуацию, как водитель на туманной дороге, продвигаясь вперед, не зная, куда идет, но всегда держала машину на дороге.
Неизвестный канцлер Германии
На своем первом саммите ЕС в декабре 2005 года Меркель была ещё относительно неизвестной. ЕС только что пережил период быстрого расширения. Польша, Венгрия и восемь других стран в основном из Центральной и Восточной Европы присоединились к клубу всего 20 месяцев назад. Банкноты и монеты евро находились в карманах людей менее четырех лет. Великобритания, возглавляемая Тони Блэром, «страстным проевропейцем», отвечала за смену председательства в ЕС. Но оптимистические настроения испортились из-за того, что французские и голландские избиратели отвергли в 2005 году Конституционный договор, в результате чего проект оказался на свалке.
Преемник Меркель убедится, что любой канцлер Германии имеет влияние благодаря своей должности. Германия — выдающаяся держава ЕС: самая богатая экономика, наибольшее количество голосов и самая большая чековая книжка. «Очевидно, что любой канцлер Германии будет играть важную роль в Европейском союзе», — сказал Джим Клоос, который недавно ушел с поста высокопоставленного должностного лица в Совете ЕС. Но человек имеет значение. «Благодаря тому, как она действовала, Германия была главной державой в Европейском совете, — сказал Клоос, который считает, что ей удалось сохранить клуб в самый трудный период для ЕС после окончания Второй мировой войны. «На самом деле мы держались вместе — ну да, мы потеряли британцев, но это их выбор. Мы сделали это нашим обычным хаотичным и сложным способом, потому что мы — союз 27 государств и институтов».
- Еще в 2005 году новый канцлер Германии поразила руководство ЕС своим вниманием к деталям. Даля Грибаускайте, тогдашний комиссар ЕС по бюджету, вспоминает, как в декабре встречалась с Меркель для обсуждения чрезвычайно сложных переговоров по бюджету ЕС. «Это был её пятый день в должности канцлера. Она знала подробности дела так же хорошо, как [тогдашний президент Европейской комиссии] Хосе Мануэль Баррозу и я».
Грибаускайте, которая в течение десяти лет была президентом Литвы, назвала Меркель «королевой компромиссов», которая «никогда не дает пустых обещаний. Александр Стубб, ещё один политический союзник правоцентристской Европейской народной партии, сидел рядом с Меркель на саммитах ЕС во время своего пребывания на посту премьер-министра Финляндии в 2014-2015 годах. «Ангела Меркель была… безусловно самой впечатляющей из присутствующих. Она смогла красноречиво выразить то, что хотела, а затем тонко показать секретариату совета… то, что она хотела, в выводах совета. В этом смысле она работала и как политик, и как государственный служащий».
Лидеры из соперничающих политических традиций также ценили её. Бывший премьер-министр Италии Энрико Летта, который сейчас возглавляет главную левоцентристскую партию Италии, напомнил о её стойкости. В 2014 году, когда ужин G20 в Санкт-Петербурге, устроенный российским Владимиром Путиным, завершился в 2 часа ночи после напряженных дискуссий по Сирии, Меркель была одним из немногих лидеров, которые остались, чтобы посмотреть на танцоров балета Большого театра. Остальные легли спать, но она осталась на холодном свежем воздухе на спектакль классической романтики Руслана и Людмилы. «Было холодно, — вспоминает Летта. — Она решила не ложиться спать, а остаться там и посмотреть шоу, подарить танцорам и доставить Путину удовольствие, сказав: «Мы здесь, и мы играли свою роль до конца»».
Экономика
Если не вызывают сомнений скрупулезное внимание к деталям и бесконечная выносливость, критики говорят, что Меркель слишком медленно осознавала угрозу еврозоне после 2010 года, вводя жесткую экономию в пострадавшие от долгов экономики южноевропейские страны.
Летта, который боролся с растущей безработицей среди молодежи в Италии, полагает, что ей мешал влиятельный министр финансов Вольфганг Шойбле, «поборник жесткой экономии», который был влиятельным человеком в партии Меркель ХДС.
Но перед лицом скептически настроенной по отношению к спасению слабых экономик немецкой общественности, утверждает Летта, Меркель приняла важнейшее решение. Она поддержала итальянца, возглавившего Европейский центральный банк. Её поддержка привела Марио Драги во Франкфурт, вместо более консервативного североевропейского кандидата. Спустя восемь месяцев после начала работы Драги сказал, что ЕЦБ «сделает всё возможное», чтобы спасти евро, и эти слова стали поворотным моментом в урегулировании кризиса суверенного долга.
Решение Меркель поддержать Драги отражает её растущее понимание того, что она должна действовать в интересах ЕС, а не только Германии, считает Летта. «В этот самый период у неё появился европейский избирательный округ, помимо немецкого».
Но только позже, когда политическая констелляция ЕС изменилась, когда Brexit уменьшил фискально-консервативную группу стран-членов, Меркель поддержала беспрецедентный план совместного заимствования ЕС, в результате которого в июле 2020 года был создан фонд восстановления после пандемии ковида с капиталом 750 млрд евро. Популярность ЕС в Италии резко упала в начале пандемии, когда Рим выдвинул обвинения в том, что его покинула остальная Европа, и потому блок действовал необычно быстро. «Все лидеры извлекли уроки из предыдущего кризиса, — сказала Летта. — Результаты предыдущих мер жесткой экономии в отношении Испании, Италии и Греции были настолько очевидны… что помогли изменить подход».
Луук ван Мидделаар, политический теоретик, консультировавший президента Европейского совета в 2010-2014 годах, сказал, что Германия не спешила осознать серьезность кризиса еврозоны. «Слишком долго в Германии говорили о том, что это история грешников, расточителей, которые не реформировали свою экономику… Слишком много времени потребовалось, чтобы осознать — и это также относится к Брюсселю, — что это системная проблема для еврозона в целом».
Но канцлеру Германии пришлось уравновесить отвращение немецких избирателей к финансовой помощи с риском экономического и социального хаоса, отмечает он. «Она также рассмотрела более широкий политический контекст того, что Grexit будет значить для Европы в целом, для репутации Германии в целом, для ее отношений с Францией и для стабильности на Балканах, — сказал ван Мидделаар. В 2015 году Меркель также отклонила призывы других лидеров ЕС выгнать Грецию из паспортно-приграничной зоны ЕС. — Я оставила Грецию в еврозоне не для того, чтобы потом выгнать ее из Шенгена», — сказала она тогда.
Миграция
Что касается миграции, Меркель критикуют не за излишнюю осторожность, а за смелость. ЕС «все еще пытается приспособиться» к «национальным решениям» Меркель по миграции, сказал Селлал. Посещая лагерь беженцев в конце августа 2015 года, Меркель сказала, что Германия может справиться с большим количеством людей, спасающихся от войны и преследований: «wir schaffen das» («мы справимся с этим»). Вскоре после этого она открыла границы Германии для десятков тысяч сирийцев и других беженцев, пробирающихся через Балканы. Одним ударом она разорвала Дублинскую конвенцию ЕС, которая требует от лиц, ищущих убежища, искать убежища в первой стране прибытия в ЕС.
В то время как интеграция беженцев в Германии — это история невероятного успеха, Меркель можно обвинить в том, что она подтолкнула сотни тысяч людей к опасному путешествию по Средиземному морю. «Если бы мы не показывали дружелюбное лицо, это была бы не моя страна», — сказала она, оправдывая свое решение позже. Политические союзники говорят, что канцлера также беспокоит наплыв беженцев, дестабилизирующих политически нестабильные страны на западных Балканах.
Некоторые официальные лица ЕС обвиняют правительство Меркель и Европейскую комиссию во главе с Жан-Клодом Юнкером в реализации плана распределения мигрантов по всему блоку посредством квот в ходе глубоко разногласий при голосовании квалифицированным большинством голосов в сентябре 2015 года, породив напряженность в отношениях со странами, которые отказались от квот, и оттолкнув тех, кто неохотно согласился. Для бывшего государственного служащего ЕС Клооса «комбинация wir schaffen das без каких-либо консультаций» и принудительных квот для мигрантов выглядит ошибкой. Но в следующем году Меркель наверстала упущенное, организовав спорную сделку с Турцией, которая закрыла средиземноморский путь для мигрантов с Ближнего Востока.
Эта сделка подверглась критике со стороны УВКБ ООН и правозащитных организаций и рассматривалась как краеугольный камень подхода к миграции по принципу «Европа-крепость». Инсайдеры утверждают, что ЕС было необходимо сохранить единство.
Защитник либерального строя?
Единство ЕС было визитной карточкой Меркель к 2016 году, и эта задача стала ещё более актуальной после потрясений, связанных с Брекситом и избранием Дональда Трампа. В своем выступлении через четыре дня после результата Брексита Меркель заявила, что Британия «не получит вишенку» в будущем после выхода из ЕС , — слова, которые определили подход ЕС к следующим четырем годам битв в связи с Брекситом.
И сторонники Брексита, которые рассчитывали, что немецкий автопром изменит мнение Меркель, были разочарованы. В сентябре 2016 года Меркель заявила на закрытой встрече европейских промышленников, что ЕС не может позволить себе рисковать единым рынком, оказывая Великобритании особый режим. Сидя рядом с Олландом, она сравнила единый рынок ЕС с пуловером: «Когда у вас дыра, вы не дергаете за нитки», — сказала она, по словам присутствовавшего там дипломата.
Рационально, осторожно, демократично: в 2016 году канцлер Германии была названа анти-Трампом, получив широкое признание за отстаивание демократии и верховенства закона в ответ на победу американского магната на выборах. И все же ей не удалось, как считают политические противники, противостоять авторитарному, с их точки зрения, политику в своей же среде: Виктору Орбану, бывшему союзнику ЕНП, который взял под контроль государственные учреждения до такой степени, что Венгрия теперь классифицируется как «частично свободная» в рейтинге Freedom House, первое государство-член ЕС, которое больше не является полной демократией.
«В Венгрии она определенно могла бы действовать намного раньше и действительно использовать свое политическое влияние и мощь большой страны, — сказала Даниэла Шварцер, исполнительный директор по Европе в Фондах открытого общества, отметив, что немецкие компании занимают видное положение. в Венгрии как крупные инвесторы и работодатели. — Она неоднократно занимала твердую позицию по отношению к США, когда Трамп был президентом США. Но дело Орбана… похоже на противоречие и было серьезной ошибкой».
Следующий канцлер Германии
Прощание Меркель с ЕС, скорее всего, затянется. Поскольку переговоры с германской коалицией, как ожидается, будут медленными и сложными, она может находиться в режиме присмотра за страной до конца года. Добавьте сюда выборы во Франции в 2022 году, и мало кто ожидает кардинальных изменений на шахматной доске ЕС.
Наиболее вероятный преемник Меркель, лидер СДПГ Олаф Шольц, более известен в кругах ЕС, чем она в начале своего канцлерства. Он председательствовал на встречах министров финансов ЕС в 2020 году и поддерживает тесные связи со своим французским коллегой Бруно Ле Мером. Но мало кто ожидает, что Шольц или его ближайший соперник, бывший депутат Европарламента и кандидат от ХДС Армин Лашет, изберут иной политический курс, чем Меркель. «Оба, вероятно, будут придерживаться проевропейского, но в то же время довольно осторожного подхода к углублению ЕС», — предполагает Шварцер.
Для стран, близких к Германии, подойдет другой лидер в стиле Меркель. «Нам не нужно больше драмы. Сегодня в политике этого и так достаточно», — сказал Стубб.
Это разочарует любого, кто ждет следующего канцлера Германии, который сломает осторожную модель Меркель. Аналитики Европейского совета по международным отношениям пишут, что в эпоху после Меркель сохранить единство ЕС будет недостаточно. «Помимо сохранения единства ЕС, цель защиты основных европейских ценностей и интересов должна стать мерой ответственного руководства ЕС», — пишут они, ссылаясь на угрозы нарушения верховенства закона и «геополитической маргинализации» ЕС.
Большинство ожидает, что следующий канцлер Германии будет типичным канцлером Германии, скорее устойчивым, чем эффектным. «Обычно французские президенты реализуют видение, выдвигают инициативы и вносят идеи, — сказал ван Мидделаар, — в то время как канцлеры Германии тормозят».
Но когда возникают проблемы, остальные страны ЕС смотрят на Берлин, добавил он. «Когда разражается кризис, все сначала смотрят на вас. Может, не формально, а неформально, вы лидер Европы. Кто бы ни был в канцелярии, сразу почувствует этот европейский вес».