Крупнейший железнодорожный перевозичок. ВТБ берет под контроль новый актив

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Крупнейший железнодорожный перевозичок. ВТБ берет под контроль новый актив2,1K прочтенийВчера

С Восточного экономического форума (ВЭФ) приходит много новостей, касающихся ВТБ. Так Андрей Костин заявил, что достигнута договоренность о направлении дивидендов банка, которые предназначаются государству, на финансирование деятельности Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Напомню, год назад ОСК была передана в доверительное управление ВТБ на пять лет. Но нельзя исключать, что срок будет продлен и далее.

ОСК находится в непростом финансовом положении, а задачи перед корпорацией носят стратегический характер. Поэтому подключение ВТБ к решению проблем ОСК выглядит вполне логичным, как и направление государственной части дивидендных выплат в пользу компании, а не в федеральный бюджет. И действительно, только на финансирование текущей деятельности судостроительной корпорации необходим 1 трлн рублей до 2030 года. И еще 1 трлн на инвестиции (строительство новой мегаверфи на Дальнем Востоке, модернизация балтийских производственных мощностей и т.д.). Не думаю, что одних только дивидендов (тем более, государственной части) хватит, но такое решение является, безусловно, разумным.

Крупнейший железнодорожный перевозичок. ВТБ берет под контроль новый актив

Сегодня Андрей Костин также объявил, что ВТБ приобрел крупнейшего в России железнодорожного перевозчика – Первую грузовую компанию (ПГК). Оценка компании составила более 200 млрд рублей с учетом долга перед банком. Сейчас не буду вдаваться в подробности, но если кратко, то новые владельцы (после Владимира Лисина) Первой грузовой компании не смогли исполнить обязательства по займам перед ВТБ и актив перешел госбанку. Сложно сказать была ли это инициатива конкретно ВТБ или же, как и в случае с ОСК, крупнейшего железнодорожного перевозчика госбанку "вручили" в управление. Ведь ПГК также играет важную роль в логистической отрасли и оставлять компанию бесхозной нельзя.

И вот здесь я вижу серьезные риски того, что на ВТБ будут сваливать непрофильные активы. Ситуацию с ОСК можно расценивать как исключение из правил. Однако госбанк, являясь в первую очередь финансовой организацией не может эффективно управлять сразу несколькими крупными предприятиями (или даже десятками предприятий). Да, с ОСК пока получается, но здесь все внимание ВТБ сконцентрировано на развитии судостроительной корпорации. Перенести такой опыт и на другие активы невозможно в принципе. Поэтому надеюсь, что ВТБ все же не станет вторым "Трастом". Каждый должен заниматься своим делом. Финансовые возможности банка как госкомпании можно использовать для прямых вложений и льготного кредитования необходимых государству проектов и предприятий. Но делегировать банку еще и управленческие функции точно не стоит.

Дорогие читатели! Подписывайтесь на мой телеграм-канал. Ещё больше актуальных новостей и аналитики:

Константин Двинский (https://t.me/Kdvinsky)

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!