Т-Банк против ЦБ: Почему 50 миллионов клиентов могут столкнуться с неудобствами из-за замены карт
Один из крупнейших игроков российского банковского сектора, Т-Банк, публично выразил несогласие с инициативой Центрального банка РФ о принудительной замене банковских карт иностранных платёжных систем, срок действия которых истек. Как сообщают «Ведомости», позиция банка основана на оценке существенных издержек и масштабных неудобств для клиентов.
Вице-президент Т-Банка Сергей Хромов в беседе с изданием заявил:
«В организации считают избыточной мерой принудительный перевыпуск карточек».
Ключевым аргументом выступает двойная нагрузка: значительные финансовые затраты для самого банка и серьезные неудобства для многомиллионной клиентской базы.
Хромов пояснил суть проблемы для держателей карт:
«Держателям «пластика» придётся не только потратить своё время на его замену, но и, что более важно, обновить платёжные данные во всех сервисах, к которым привязаны такие карточки».
Эта необходимость вручную обновлять реквизиты в многочисленных онлайн-сервисах подписки (стриминги, облачные хранилища, сервисы доставки и т.д.) рассматривается банком как главный источник дискомфорта для населения.
Масштаб проблемы: 50 миллионов клиентов под ударом?
Актуальность вопроса подчеркивается огромным размером клиентской базы Т-Банка. По словам представителя банка, на сегодняшний день его клиентами в России являются порядка 50 миллионов человек. Хотя точное количество карт иностранных систем с истекшим сроком действия в банке не уточнили, очевидно, что даже если часть клиентов использует такие карты, речь идет о миллионах людей, которые могут столкнуться с необходимостью замены и последующего обновления данных.
Реализация инициативы ЦБ в её текущем виде грозит масштабными неудобствами. Потребителям придется не просто получить новую карту, но и потратить значительное время на поиск всех сервисов, где привязан старый номер карты, и внесение изменений. Это создает риски сбоя регулярных платежей, потери доступа к платным услугам и общего роста недовольства.
Поиск компромисса: Банк надеется на диалог
Несмотря на критику, Т-Банк не закрывает двери для обсуждения. В компании выразили надежду на выстраивание конструктивного диалога по данному вопросу. Переговоры планируется вести как непосредственно с самим регулятором (ЦБ РФ), так и с Национальной системой платёжных карт (НСПК), оператором российской платежной системы «Мир».
Целью диалога, вероятно, является поиск менее обременительных для банков и их клиентов механизмов решения проблемы карт с истекшим сроком действия, возможно, с более гибкими сроками или альтернативными подходами к информированию клиентов.
Позиция регулятора: Обещание плавного перехода
Ранее Центральный банк дал понять, что осознает потенциальные сложности процесса. Регулятор пообещал заранее уведомить все кредитные организации о принятии окончательного решения относительно судьбы просроченных иностранных карт. Кроме того, в ЦБ подчеркнули намерение обеспечить плавное проведение этого процесса, если решение о замене все же будет принято.
Это обещание предполагает, что банкам и их клиентам будет предоставлено достаточно времени для подготовки, что должно минимизировать возможные сбои и неудобства. Однако конкретные сроки и детали предполагаемого «плавного» перехода пока не озвучены.
Ситуация остается в стадии обсуждения. Позиция Т-Банка, представляющего интересы десятков миллионов клиентов, вносит существенный вклад в дискуссию о балансе между необходимостью соблюдения нормативных требований, операционной эффективностью банков и комфортом конечных потребителей финансовых услуг. Исход этого спора определит, столкнутся ли миллионы россиян с новой административной нагрузкой или будет найден более гибкий подход.