Кто на самом деле приземлил «Антонова»

Кто на самом деле приземлил "Антонова"...

24 октября 2021 года перуанской стороной начался процесс начисления штрафных санкций по случаю неисполнения ГП «Антонов» своих контрактных обязательств.

В 2019 году в Перу решили, что для национальной полиции надо купить новый самолет на замену уже уставшему Ан-32. ГП «Антонов» представил новейший Ан-178, Киев оценил его в 65 млн долларов, «Спецтехноэкспортом» взял с перуанцев предоплату в размере 19,2 млн долларов и перуанские полицейские пошли ждать новый самолет, а украинцы пошли искать запчасти из которых можно было бы собрать этот летательный аппарат.

Все дело в том, что Украина так и не научилась делать двигатели для этих самолетов. «На Украине никогда не существовало двигателей необходимого класса. У нас есть двигатели до восьми тонн тяги – Д-36 и Д-436, а затем сразу Д-18Т от «Руслана» на 23,4 тонны тяги», — рассказывает теперь уже бывший глава ГП «Антонов» Александр Лось. «То есть, нет целого сегмента, который является самым лакомым с точки зрения маркетинга, с золотым значением 14,5 тонны – он разрабатывался во времена СССР и остался в РФ».

Так что, перуанцы на украинской военной выставке смотрели на демонстрационные полеты опытного образца Ан-178 под номером 001, состоящий на 40% из российских компонентов, таких как, например, стойки шасси в исполнении российского „Гидромаша‟.

В октябре 2021 года, с визитом последней надежды, на ГП «Антонов» прибыл инспектор из Перу. Он оценил готовность самолёта на 65%, что наводит на мысль, что российские компоненты так и небыли замещены. Со слов инспектора, на тот момент велась сборка корпуса и установка систем. В то же время на «Мотор Сич» ему показали одну из силовых установок Д-436-148ФМ в процессе завершения сборки, однако паспортная табличка на ней отсутствовала. И теперь становится понятно почему: «Невозможно просто снять с хвостовой части Ан-178 российскую силовую установку и поставить украинскую от «Мотор Сич». Это привело бы к критическому нарушению центровки самолета. Мы начали отрабатывать задачу с переносом силовой установки в другое место, над крылом или вблизи ниши шасси. Но все это разрушало самолет, а к этому времени уже появились проекты международных контрактов, включая договоренность с Перу», — делится своими воспоминаниями Лось. А инспектору из Перу показали просто абстрактный двигатель в процессе сборки.

К тому же «стенд, на котором проверяется безопасность функционирования системы управления самолета Ан-178, удалось запустить только в 2020 году. Минимально необходимое время для отработки всех ошибок на стенде – один год. Но это должно сопровождаться сертификационным процессом разработки, который подтвердит надежность математического и алгоритмического обеспечения, а также аппаратной части». Но сертификатов нет до сих пор. Как говорит «бывший»: «Была договоренность с одной иностранной авторитетной фирмой, однако по моей информации, договор с ней еще не заключен. А на одном политическом давлении, самолет взлететь не сможет».

С конца 90-х Украина вела переговоры о постройке двигателей для Ан-178 и Ан-70 с западными партнерами. Европейцы даже предложили Украине поучаствовать в проекте Ан-70. И началась работа. Бумажная работа кипела до тех пор, пока в 2010 году Airbus не выкатил из ангара, а Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург не приняли на вооружение А-400М, просто убрав Ан-70 с рынка. Интересно, на что рассчитывали в Киеве?

Пока в кабинетах перекладывали меморандумы и декларации, европейские товарищи провели анализ рынка и выяснили, что перспективные С-17А (США) и спроектированный в СССР в 1978 году Ан-70, совершивший первый полет в 1994 году — значительно превосходят самолёт А-400М по ряду тактико-технических показателей. В частности по критерию «полезная нагрузка/дальность полёта», они полностью отвечают европейским стандартам, а разработка Ан-70 еще и опережает проект А-400М не менее чем на десять лет.

А на подходе А-200М, который перекроет нишу Ан-178, так и получивший новые двигатели и комплектующие.

И только в 2017 году, Александр Лось и некоторые украинские товарищи поняли, что происходит. «Именно тогда на переговорах с Airbus мне в лицо было сказано, что «в лучшем случае Airbus и «Антонов» – конкуренты, а на самом деле – мы враги», — рассказывает Александр. «Действия Airbus по отношению к ГП «Антонов» никогда не были «кристально чистыми». Включая создание искусственных препятствий для сертификации украинских самолетов и даже попытки проведения «бизнес-разведки» под видом forensic – аудита, на что Франция выделила девятьсот тысяч евро». Тогдашний гендиректор концерна Укроборонпром Айварас Абромавичус на полном серьезе говорил, что «выделение средств и проведение аудита, это знак доверия к Украине, это знак доверия к изменениям, которые происходят сейчас в концерне».

Как сообщила перуанская Federación de Periodistas del Perú: «договор по поставке Ан-178 в Перу был сорван после ряда нарушений в переговорном процессе, как то: самолет не имеет международной сертификации; в подписании контракта принимал участие генерал Альфредо Вильдосо Рохаса, глава полицейской авиации, в отношении которого проводится расследование в связи с делом о коррупции; покупка воздушного судна осуществляется вне рамок Закона о государственных контрактах; заявление тогдашнего генерального директора «УкрОборонПрома» о том, что Перу может только стать «первым испытательным полигоном для нового грузового самолета»; увольнение с поста генерального директора «УкрОборонПрома» Айвараса Абромавичюса в связи с причастностью к коррупционным схемам на Украине и его заявлениями, что за пять лет предприятие «Антонов» не произвело ни одного самолета»; «проблемы, с которыми сталкивается Украина в приобретении комплектующих российского производства, необходимых для выпуска данного типа самолетов и необходимых для обеспечения пригодности самолета; коррупционная составляющая контракта. Перуанская сторона выплатила аванс в размере 19,2 млн долларов, штрафные санкции за просрочку поставки в срок составляют всего 5 тыс. долларов в месяц, что является чудовищно низким штрафом для подобной закупки. В случае если перуанская сторона признает договор недействительным, в связи с невыполнением договорных обязательств украинской стороной, перуанская сторона не может вернуть уже оплаченные средства».

Все тоже мы наблюдали и с поставками в течение 8 лет в Таиланд 49 перекрашенных в украинские «Оплоты» советские Т-80, так как запчасти собирали со всех еще не распроданных в Африку и Азию танков. Из-за несоблюдения сроков поставки и производственного брака (трещины в корпусе) сорван крупный контракт с Ираком на 450 единиц бронетехники (сумма — 458 млн долларов.). Украинская сторона смогла произвести и поставить только 88 штук. В 2020 году Украина поспешила отпраздновать победу в тендере на 100 танков для Пакистана. Но в ходе испытаний единственного «Оплота» были выявлены неустранимые быстро конструктивные недостатки и в итоге, Пакистан закупил китайские VT-4 и сербские, советские модернизированные Т-55.

А 19,2 млн долларов так до ГП «Антонов» и не дошли, затерявшись где-то в киевских кабинетах.

Не взлететь уже «Антонову» в небо. «Партеры не дадут . А вот конструкторские решения еще советских времен мы увидим в деталях на европейских и китайских конструкциях. Украина продолжает жить под лозунгом «Все на продажу»…