Кто прав: поляки не хотят «отдавать» Маршала Рокоссовского белорусам
До сих пор в биографии одного из самых известных и уважаемых советских военачальников остаются белые пятна. Например, точно не установлена дата его рождения. В одних источниках указывается 21 декабря 1896 года, в других – 21 декабря 1894-го…
И с местом появления на свет тоже какая-то путаница. Поначалу Константин Рокоссовский сам писал, что родился в Варшаве, а годы спустя он вдруг стал указывать везде, что его малая родина – город Великие Луки. (Впрочем, по поводу такой «передислокации» у многих исследователей существует вполне конкретная версия: этот шаг вынужденно-идеологический. После того, как в июне 1945 года Маршала наградили второй Золотой Звездой, согласно установленному статусу этого высокого знака отличия, на родине Дважды Героя Советского Союза следовало установить его бюст. Однако Варшава уже давно стала городом заграничным, а потому Константину Константиновичу предложили «место первой прописки» подыскать где-нибудь на территории СССР. Полководец в результате выбрал городок Великие Луки на Псковщине — возможно, потому, что в Пскове ему довелось служить в 1930-е гг., а в Великих Луках до революции находилось поместье, хозяевами которого были почти его однофамильцы – бароны Рокасовские.)
Впрочем, сейчас заговорили, что все прежние сведения, относящиеся к появлению Константина Рокоссовского на свет, нужно «дезавуировать». 5 мая появилась информация, которую активно стали тиражировать многие СМИ: один из посетителей, работавший в Национальном историческом архиве Беларуси, случайно наткнулся в метрической книге за 1889 год Свято-Троицкого храма в селе Телеханы на запись о родившемся в семье местных жителей Рокоссовских мальчике, которого назвали Константином.
Ныне Телеханы находятся в Ивацевичском районе Брестской области Белоруссии. Достоверно известно, что мать прославленного военачальника К. Рокоссовского родилась именно в этом местечке. Но вот теперь получается, что и знаменитый сын ее – тоже уроженец этого местечка?
Благодаря выложенной на сайте белорусского новостного агентства фотографии документа, которая предоставлена Национальным историческим архивом Беларуси, можно прочитать содержащуюся в старой метрической книге сенсационную информацию (благо почерк у дьякона, заполнявшего метрическую книгу вполне разборчивый):
«Счет родившемуся мужеска пола…53. Месяц: сентябрь. День рождения: 3. День крещения: 4. Имя родившемуся: Константин. Звание, имя, отчество и фамилия родителей и их вероисповедания: Дворянин Ксаверий Викентьев Рокосовский римско-католического исповедания и законная жена Антонина Иванова православного». Запись в нижней части страницы завизирована настоятелем храма: «Священник Игнат».
К имени отца родившегося можно не придираться. Уже в зрелом возрасте К.К. Рокоссовский изменил себе отчество на более «читабельное». Судя по всему, военачальнику просто надоело, что его достаточно редкое в России отеческое имя – Ксаверьевич, и в служебных бумагах, и в устных обращениях постоянно «перекрещивают». То Савельевичем назовут, то Васильевичем. В итоге в военную историю полководец вошел, как Константин Константинович.
На сенсационную новость по поводу Рокоссовского незамедлительно отреагировали в Польше. Конечно же этой стране не хочется «отдавать» всемирно известного полководца соседке-Белоруссии. Исследователи-историки – в том числе и польские в свое время очень старательно доказывали, что будущий Маршал Советского Союза родился именно в Варшаве. На протяжении долгого времени этот факт считался вполне «легитимным». И вдруг…
Как сообщает РИА Новости, польская исследовательница биографии военачальника Ольга Добжаньска уже раскритиковала по горячим следам выводы белорусских специалистов. Мол, запись в метрической книге о крещении будущего прославленного военачальника не доказывает, что он родился именно там.
То есть, по мнению, высказанному пани Добжаньской, младенец появился на свет где-то в другом месте (читай – все в той же Варшаве), а окрестили его спустя время, привезя в родные матери Телеханы. Возможны ли были подобные коллизии в условиях жизни в Российской империи конца 19-го столетия?
Мы обратились за подсказкой к специалисту.
Николай Т. на протяжении нескольких лет занимается восстановлением родословных и в связи с этим ему приходится много работать с метрическими книгами.
— По неписанным правилам полагалось, чтобы даты рождения и даты крещения в метрических книгах сельских приходов у крестьян отличались на одни сутки. Однако в реальных условиях этот интервал мог быть больше. Вы только представьте себе ситуацию: молодая женщина, еще толком не оправившись от родов, несет (ну или везет в повозке), сопровождаемая мужем, младенца в церковь – может, даже за несколько километров! А если на улице холод? А если дождь и пронизывающий ветер?
Не проще ли переждать! Кроме того в этом случае упрощается и решение «организационных вопросов»: успеть договориться со священником, с воспреемниками-крестными… Конечно же, в реальности чаще всего так и поступали, — откладывали крестины на несколько дней. Но в метрических книгах дьякон, все равно, писал «правильную» дату, указывая таким образом неверный день рождения младенца.
У более состоятельных жителей городов из числа мещан, купцов, дворян, интервал между рождением и крещением, как правило, был куда больше – 5 и даже 10 дней. Таким образом в случае с семьей польского дворянина Рокосовского можно допустить, что его сын Константин родился не 3 сентября 1889 года, как это указано в недавно обнаруженной записи в метрической книге, а несколькими сутками ранее. Другой вопрос — может ли это подкрепить версию с рождением Константина в Варшаве, как хотелось бы по-прежнему считать польским историкам.
Теоретически возможность добраться за эти несколько дней с новорожденным из столицы Варшавской губернии в «глубинку» на территории нынешней Белоруссии у семьи была. Но зачем это делать? Зачем рисковать неокрепшим здоровьем младенца и его матери? Неужели женщине так хотелось крестить своего сына именно в родных для нее Телеханах? Но ведь, если уж на то пошло, куда логичнее предположить, что подобную «логистику» должен был бы инициировать глава семейства – Ксаверий Рокосовский, и отвезти сына для крещения на свою малую родину. А это, как известно, деревня Рокоссово в Гостыньском повяте (районе) Великопольского воеводства. Вот там бы, на территории современной Польши и окрестили будущего Маршала…
Впрочем, могу высказать одно предположение, которое отчасти объяснит, почему этого не случилось. Весьма вероятно, в окрестностях Рокоссово не было православных храмов. А ведь по правилам, существовавшим в ту пору в Российской империи, даже если отец ребенка является католиком, младенец, все равно, должен быть крещен по православному обряду. В этом смысле наличие в белорусских Телеханах православного храма с причтом вполне логично объясняет факт крещения младенца Константина именно на родине его матери.
Читайте также: Внук Маршала Рокоссовского: «В Белоруссии нашли старшего брата моего деда»