Кто теперь по новому закону будет признаваться малоимущим и малообеспеченным. В том числе и семьи

Кто теперь по новому закону будет признаваться малоимущим и малообеспеченным. В том числе и семьи
Кто теперь по новому закону будет признаваться малоимущим и малообеспеченным. В том числе и семьи

Кто теперь по новому закону будет признаваться малоимущим и малообеспеченным. В том числе и семьи
О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

В категорию малоимущих попадают семьи, средний доход которых ниже регионального прожиточного минимума за последние три месяца, в расчете на каждого члена семьи. Причем, состав семьи предусматривает возможность вхождения в нее: супругов, детей, родителей, братьев, сестер и прочее.

Совокупный семейный доход учитывается до вычета налогов и сборов. Доход составляют: зарплата работающих членов семьи, стипендии студентов, пенсии, проценты по счетам и банковским вкладам.

Статус малоимущей семьи получают только после обращения в органы социальной защиты, где рассматриваются заявления и выдаются справки. Получение положительного решения по работе с заявлением дает право семье на получение определенных льгот.

В новом законопроекте при подсчете совокупного семейного дохода предполагается учитывать только те средства, которые получают супруги и их дети. В расчет не будут браться заработки сестер и братьев, а также пенсии родителей, если они все проживают в одном доме.

Принятие такого закона даст возможность получать финансовую помощь от государства гораздо большему числу людей. Введение в действие закона планируется с 2024 года.

Действующий алгоритм расчета среднего дохода

Когда речь идет о понятии «малообеспеченная семья», то действует алгоритм подсчета среднедушевого дохода семьи, куда включаются не только полученные от разного рода деятельности деньги, но и собственность, находящаяся у семьи.

В состав собственности включают:

1. Квартира или комната, суммарная площадь которых не превышает 24 квадратных метра на каждого члена семьи.

2. Частный дом, площадь которого не превышает 40 кв. м в расчете на каждого домочадца.

3. Дом на садовом участке.

4. Один гараж (если в составе семьи инвалид или семья многодетная, то можно иметь еще один гараж).

5. Автомобиль или мотоцикл.

6. Катер или моторная лодка со сроком использования менее 5 лет.

7. Помещение нежилого назначения.

8. Доход семьи от получения % по вкладам.

Сейчас, чтобы получить социальные выплаты, необходимо собрать документы, подтверждающие доход каждого члена семьи. Причем доход подсчитывался всех домочадцев.

Зачастую случается так, что мать-одиночка, имеющая несовершеннолетнего ребенка, ничего не получает на него, так как живет в одной квартире со своими родителями, братьями и сестрами. Если обсуждаемый проект примет силу закона, женщина будет вправе получать соцвыплаты на ребенка, так как в расчет будут браться только ее доходы и имущество,+ имущество ребенка.

Резюме

На мой взгляд, это важный и нужный законодательный проект.

В настоящее время, гражданам приходится обращаться в суд, чтобы доказать, что проживающие в одном жилом посещении лица не являются членами одной семьи, ведут раздельно хозяйство, и т.п.

С принятием нового закона процедура установления статуса «малоимущая семья» значительно упростится. Следовательно, получать выплаты смогут большее число россиян.

МНЕНИЕ:

В проигрыше от этого закона самые незащищенные- ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИЕ ИНВАЛИДЫ, которые теперь ( если они не бомжи, конечно )никак не попадают в категорию малоимущих ,как бы они ни нуждались, ибо практически у каждого ( ведь он живёт один, и все оформлено исключительно на него!) есть либо доставшийся ему по наследству от родителей садовый домик на 6 сотках, либо оформления на него квартира ( а площадь её в большинстве случае выше 24 кв.м).

Одинокого инвалида практически вынуждают продать садовый домик, который для него часто-единственная отрада в его одинокой безрадостной жизни, память о родителях и других членах его семьи. Все прочие, чтобы попасть в категорию малоимущих, имеют возможность оформить все на родственников ( родителей, детей). Кроме того, все прочие могут обратиться за помощью к родителям, детям, братьям, сёстрам и прочим родственникам, а одинокие инвалиды такой возможности лишены.

Очень жаль, что законотворцы напрочь лишены эмпатии и не сделали ИСКЛЮЧЕНИЯ из этого закона для самых незащищённых-одиноко проживающих инвалидов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими
и оказания им государственной социальной помощи»

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2004, № 35, ст. 3607; 2009,
№ 30, ст. 3739; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7583; 2013, № 27, ст.3477; 2014, № 30, ст. 4217; 2018, № 1, ст. 5) следующие изменения:
1) в абзаце втором статьи 3 слова «, установленного
в соответствующем субъекте Российской Федерации» заменить словами «на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом
от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме
в Российской Федерации»;
2) статью 4 дополнить абзацем следующего содержания:
«установление порядка оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной настоящим Федеральным законом.»;
3) статью 5 дополнить частями 11 и 12 следующего содержания:
«11. Субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета, издают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие условия и порядок назначения указанной государственной социальной помощи с учетом правил, предусмотренных частью 11 статьи 81 настоящего Федерального закона.
12. Субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут устанавливать иные, чем предусмотренные частью 11 настоящей статьи, и (или) дополнительные условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории субъекта Российской Федерации, а также особенности оказания такой государственной социальной помощи.»;
4) в статье 7:
а) в части первой слова «, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации» заменить словами «на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации
в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года
№ 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;
б) часть вторую признать утратившей силу;
5) часть 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:
«2. Заявление о назначении государственной социальной помощи,
в том числе на основании социального контракта (далее — заявление), подается в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданином от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо
(за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) опекуном, попечителем или другим законным представителем гражданина:
1) в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также
с использованием регионального портала государственных
и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Подача заявления посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (регионального портала государственных и муниципальных услуг) осуществляется с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных
и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
2) через многофункциональный центр при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом социальной защиты населения и многофункциональным центром, уполномоченным
на заключение указанных соглашений на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
3) лично.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии
с законодательством.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.»;
6) статью 81 дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Правила оказания субъектами Российской Федерации
на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной настоящим Федеральным законом,
в том числе примерный перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанной государственной социальной помощи, и форма заявления о ее назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи
и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1257; 2011, № 27, ст. 3880; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) абзац четвертый части первой изложить в следующей редакции:
«о составе семьи;»;
б) часть третью изложить в следующей редакции:
«Документы (сведения), необходимые для назначения государственной социальной помощи (в том числе на основании социального контракта), запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых находятся такие документы (сведения), и (или) представляются заявителем в случае их отсутствия
в указанных органах и (или) организациях.»;
2) в части первой статьи 4 слово «месяцу» заменить словами «одному календарному месяцу перед месяцем»;
3) в статье 5:
а) в части первой слова «как в денежной, так и в натуральной форме» заменить словами «в денежной форме»;
б) часть вторую признать утратившей силу;
4) в статье 6:
а) слова «дату фактического получения этих доходов» заменить словами «последнее число 3-го месяца расчетного периода»;
б) дополнить частью второй следующего содержания:
«Документы (сведения), выданные компетентным органом иностранного государства, подтверждающие размер доходов, полученных заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации, представляются заявителем с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;
5) в статье 7 слова «и сборов» исключить;
6) статью 8 изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Доходы учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце их фактического получения, который приходится на расчетный период. При иных установленных сроках расчета и выплаты доходов сумма полученных доходов делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы, полученные в виде дивидендов, процентов и иных доходов, полученных по операциям с ценными бумагами и операциям
с производными финансовыми инструментами, а также в связи
с участием в управлении собственностью организации, проценты, полученные в виде процентов, начисленных на остаток средств
на вкладах (счетах), открытых в кредитных организациях, доходы
от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица,
и доходы от осуществления частной практики (за исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства, документы (сведения) о которых заявитель
и члены его семьи вправе представить), доходы от реализации и сдачи
в аренду (наем, поднаем) имущества и доходы по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и лицензионным договорам учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.»;
7) статью 9 признать утратившей силу;
8) статью 10 изложить в следующей редакции:
«Статья 10. В случае, если заявитель или члены его семьи получили доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов. В таком случае орган социальной защиты населения при расчете среднедушевого дохода использует документы (сведения), представленные заявителем
или членами его семьи.
В случае, если информация, представленная в рамках межведомственного информационного взаимодействия, не содержит сведений о доходах от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного
без образования юридического лица, о доходах от осуществления частной практики и доходах по договорам авторского заказа, договорам
об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и лицензионным договорам, полученных в течение налогового периода, учитываются доходы, сведения о которых представлены заявителем или членами его семьи.
Доходы, полученные в виде дивидендов, процентов и иных доходов, полученных по операциям с ценными бумагами и операциям
с производными финансовыми инструментами, а также в связи
с участием в управлении собственностью организации, определяются
за вычетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами
и операциям с производными финансовыми инструментами.»;
9) статьи 11 и 12 признать утратившими силу;
10) статьи 13 и 14 изложить в следующей редакции:
«Статья 13. В состав семьи, определяемый на дату подачи заявления
о назначении государственной социальной помощи и учитываемый
при назначении государственной социальной помощи, в том числе
в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, подавший заявление о назначении государственной социальной помощи, супруг (супруга) заявителя, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте
до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения
(за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).
Статья 14. При расчете среднедушевого дохода в состав семьи
не включаются:
лица, находящиеся на полном государственном обеспечении
(за исключением заявителя, а также детей, находящихся под опекой или попечительством);
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву,
а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;
лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;
лица, находящиеся в розыске;
несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся
под опекой (попечительством) заявителя, дети заявителя в возрасте
до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке.».
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон
«О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими
и оказания им государственной социальной помощи»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон
«О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими
и оказания им государственной социальной помощи» (далее — законопроект) подготовлен в целях унификации требований к условиям и порядку оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Предлагается распространить подходы к учету доходов и определения состава семьи, выработанные при осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384) и других мер социальной поддержки по нуждаемости, на порядок и условия предоставления государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, что позволит сделать поддержку граждан более справедливой
и адресной.
Так, законопроектом предлагается закрепить переход от понятия «домохозяйства», использующегося для целей официального статистического учета, к понятию «семья» при назначении государственной социальной помощи.
В состав семьи будут входить заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся
в образовательных учреждениях по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой и попечительством (за исключением таких детей, состоящих в браке).
При этом исключаются родители, братья и сестры заявителя и его супруга (супруги). Данной нормой предлагается изменить состав семьи, который используется при расчете ее среднедушевого дохода в целях недопущения дифференциации установления права гражданина на получения мер социальной поддержки (в том числе государственной социальной помощи) в зависимости от состава семьи и обеспечения гражданам равного доступа к указанным мерам.
Законопроект позволяет сформировать единые и понятные для граждан требования к условиям и порядку назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, и обеспечить условия для повышения благосостояния малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, основанные на принципах социального казначейства.
Переход от «среднесемейного» прожиточного минимума к прожиточному минимуму на душу населения при оценке права на государственную социальную помощь, в том числе на основании социального контракта, будет нивелирован уже в 2024 году при ежегодной индексации величины прожиточного минимума.
Для государственной помощи на основании социального контракта, как меры, софинансируемой из федерального бюджета, предлагается закрепить дополнительные условия оказания такой помощи, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в части, не определенной Федеральным законом «О государственной социальной помощи».
В этих целях законопроектом закрепляется полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в части,
не определенной законопроектом (далее — Правила), включая примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения (прекращения выплаты) указанной государственной социальной помощи, и формы заявления о ее назначении.
При этом субъекты Российской Федерации должны привести свои нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и условия назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта
в соответствии с Правилами.
В целях реализации принципа клиентоцентричности законопроектом предусматривается также возможность подачи заявления о назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Важно отметить, что возможность подачи заявления о назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, с использованием единого портала государственных
и муниципальных услуг является инструментом первого контакта
с желающими получить такую помощь гражданами, позволяющим провести первичную оценку права, избежав при этом возможно не нужных походов гражданина в орган социальной защиты населения по месту жительства.
Таким образом, подача заявления является первым этапом обращения гражданина за назначением такой помощи и не отменяет дальнейшее тесное взаимодействие органа социальной защиты населения и гражданина в целях выяснения реальных потребностей гражданина (его семьи) и поиска возможных вариантов выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации.
Устанавливаемый законопроектом срок вступления в силу обусловлен необходимостью внесения субъектами Российской Федерации изменений
в региональные нормативные правовые акты, регулирующие оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ.
Законопроект не содержит требований, которые связаны вязаны
с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности
и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения
к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее — обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.