Кубышку Силуанова распечатают: Деньги ФНБ пойдут на самолёты
На международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 особое внимание было уделено гражданскому авиастроению. Эта отрасль может стать локомотивом импортозамещения и оживления отечественного производства. Мероприятие посетил президент Владимир Путин и провёл совещание по вопросам развития гражданской авиации, где потребовал предоставить отчёт о том, что происходит с линейкой отечественных воздушных судов SSJ100, МС-21, Ил-114-300, «Байкал» и др.
Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, который проходит в эти дни в подмосковном Жуковском, продемонстрировал новые успехи России в деле возрождения гражданского авиастроения. В представительном мероприятии принимают участие 829 компаний из 56 государств, учитывая тех, кто из-за сложной эпидемиологической обстановки участвует в дистанционном формате.
Успехи русской авиации
Посетители МАКС-2021 смогли воочию увидеть результаты многолетней работы по возрождению авиации. Среди презентованных новинок – беспилотная авиационная система ВРТ-300 (разработчик – «Вертолёты России»), вертолёт Ми-171А3, сконструированный для офшорных операций и работы с морскими буровыми платформами, ракета-носитель «Ангара-А5В» с водородным двигателем, способная поднять в космическое пространство около 37 тонн груза. Большой интерес у участников авиационно-космического салона вызвал новый аварийно-спасательный скафандр «Сокол-М». Его в перспективе передадут космонавтам, которые полетят на Луну на многоразовом пилотируемом космическом корабле «Орёл». Разработчики смогли сделать новый принцип соединения, разделяющего верхнюю и нижнюю часть костюма в виде жёсткого кольца.
В рамках авиасалона прошло совещание президента Владимира Путина с чиновниками, ответственными за развитие отрасли. Первому лицу доложили о том, как продвигаются дела с созданием самолётов на электрическом и водородном двигателях, а также рассказали про проект летающей лаборатории, где эти технические новшества будут опробованы. Данную лабораторию, воздушное судно с гибридным двигателем на основе Як-40, создаёт Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского».
В своём выступлении Путин назвал модернизацию гражданской авиации одним из главных приоритетов для руководства страны. Особый акцент был сделан на укреплении отраслевой финансовой базы и усилении конкурентоспособности продукции наших предприятий на мировом рынке в непростых условиях пандемии коронавирусной инфекции. Президент вспомнил про майское совещание, где правительству поручили разработать программу развития гражданского авиастроения до 2030 года и выработать механизмы поддержки русских авиастроителей с помощью государственных субсидий.
Речь шла также о социальной важности отрасли: на специализированных предприятиях, в научно-исследовательских и конструкторских бюро работает более 400 000 человек с высокой степенью квалификации.
Отметим, что в заседании приняли участие первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов и вице-премьер Юрий Борисов – наиболее последовательные сторонники расширения программы импортозамещения.
«Кубышку» Силуанова распечатают
Но самой главной неожиданностью МАКС-2021 стало заявление главы Минпромторга Дениса Мантурова о том, что средства Фонда национального благосостояния будут инвестированы в русский авиапром.
200 млрд рублей будет вложено за три года (2022-2024 гг.), а ещё 1,3 трлн рублей – в 2025-2030 гг. Всего же стоимость программы развития самолётостроения предусматривает финансирование в 2,5 трлн рублей. Из них 1,5 трлн – из ФНБ. Примечательно, что деньги будут выделены под символические 1,5%. Ранее «Ъ» сообщал, что программа предполагает выпуск 735 самолётов МС-21, Ил-114-300, «Байкал» до 2030 года.
Подобное является самым настоящим сломом системы либерального монетаризма, которая была внедрена в отечественную экономику блоком Силуанова – Набиуллиной. Согласно ей, деньги изымались из реального сектора и складировались на счетах Центробанка. Вместо того, чтобы работать на развитие страны, они в лучшем случае лежали без дела, а в худшем – вкладывались в американские облигации. Теперь этому пришёл конец.
Конечно, определённый скепсис у нас имеется. Во-первых, авиационный рынок, учитывая затягивающееся восстановление, является слабо прогнозируемым. Переварит ли Россия 735 воздушных судов за девять лет – большой вопрос.
Во-вторых, авиационный лизинг в нашей стране не отлажен на 100%. Соответственно, имеется риск возврата затраченных инвестиций.
Как бы то ни было, даже если наши опасения оправдаются, всё равно это лучше, чем либеральная система изъятия средств из экономики. При ней гражданам России, по сути, было без разницы, есть у нас нефтяные сверхдоходы или нет. Теперь же ускоренное развитие авиационной промышленности станет важным драйвером роста всей экономики в целом. А значит, результат ощутит каждый из нас.
источник