Кучка богачей вгоняет Россию в бедность? Кричевский заявил о диверсии

За фасадом странного ценообразования маркетплейсов скрывается ошеломляющая система поборов с российского бизнеса. Своих душат, зато китайцы только в плюсе.
Отечественные маркетплейсы обернулись против экономики России. Об этом заявили ведущие объединения продавцов, специализирующихся на электронной торговле, – СПМ, АПРИТ, МАРМП и «ЦифроТоргГлобал». Они обратились в правительство России с коллективным письмом. В нем бизнесмены заявили, что главным инструментом разрушения рынка стала пресловутая маркетплейсная «скидка постоянного покупателя» (СПП), которая привела к росту стоимости товаров на 20-30% только за 2025 год.
По мнению авторов письма, СПП – это основной инструмент цифровых площадок по контролю рынка. Но на самом деле ее суть в откровенной манипуляции ценами. Глава АПРИТ Андрей Пасынков пояснил журналистам Forbes, что алгоритмы площадок искусственно создают разницу в цене на один товар до 20%, провоцируя покупателей массово отказываться от уже оформленных заказов в погоне за «выгодой». А все издержки бесконечных переотправок ложатся на продавца и в итоге включаются в ценник.

Более того, сама скидка возникла «после многократного повышения маркетплейсами комиссий в категориях товаров, услуг рекламы и продвижения, а также логистики». Журнал Forbes цитирует высказывание Андрея Пасынкова:
Настоящая скидка дается покупателю за его активность в покупках, а СПП – это инструмент, не имеющий рыночного обоснования, несущий в себе только одну цель – заставить покупателя несколько раз перезаказать покупаемый товар и заработать на логистике.
Поборы для своих и льготы для чужих
За фасадом агрессивного ценообразования маркетплейсов скрывается чудовищная система поборов с российского бизнеса. Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский в своем тг-канале приводит убийственные цифры:
Например, одна электронная площадка забирает себе до 80% от стоимости товара, если посчитать комиссию, логистику, рекламу и эквайринг. 80 процентов, Карл! Это уже продразверстка какая-то.
С учетом всех скрытых платежей работать на площадках оказывается выгодно лишь фирмам-гигантам, способным договориться об индивидуальных условиях, в то время как малый и средний бизнес оказывается зажат в тиски затрат, достигающих 90% от оборота.
Однако главное обвинение звучит еще суровее. В своем письме в правительство ассоциации продавцов маркетплейсов прямо указывают: владельцы российских цифровых площадок создали режим максимального благоприятствования для иностранных, в первую очередь китайских, продавцов. Им предоставляют инфраструктуру для обхода требований маркировки, сертификации и уплаты налогов. Кричевский отмечает:
Самое грустное и смешное, что эти же площадки фактически ввели налог на российское гражданство: стелют ковровую дорожку китайцам, а своих душат поборами и маркировками. Авторы письма назвали поведение маркетплейсов «диверсией против нашей страны». И тут я с ними, пожалуй, соглашусь.
Как итог малый бизнес вынужден закрываться или сокращать сотрудников. Люди теряют рабочие места. Таким образом кучка богачей, которым принадлежат маркетплейсы, вгоняет Россию в бедность.
Удар по бюджету
Последствия политики популярных маркетплейсов выходят далеко за рамки рынка электронной торговли. Недавно Герман Греф заявил о недоплате маркетплейсами 1,5 триллиона рублей налогов. Однако продавцы, обратившиеся в правительство, указывают: реальные убытки бюджета от подрыва маркетплейсами целых отраслей отечественного производства могут составить «десятки триллионов рублей».
Ранее власти уже получили сигнал от финансового сектора: пять крупнейших банков России –Сбербанк, ВТБ, Т-банк, Альфа-банк и Совкомбанк – направили обращение премьер-министру Михаилу Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину. В нем они предложили запретить маркетплейсам предоставлять дополнительные скидки покупателям при оплате картами, выпущенными банками маркетплейсов. Теперь к банкам присоединился голос самого бизнес-сообщества. Будет ли пресечена порочная практика? Гарантировать этого пока нельзя.